Методическое пособие "Коллекционирование"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 6 с приоритетным
осуществлением деятельности по физическому
направлению развития воспитанников»

Коллекционирование - современная
форма непосредственной
образовательной деятельности старшего
дошкольного возраста в ДОО
методическое пособие
для педагогов дошкольных образовательных организаций

г. Красноуфимск
2020 год
1

Методическое пособие «Коллекционирование - современная форма
непосредственной образовательной деятельности старшего дошкольного
возраста в ДОО» содержит теоретический материал и практический опыт
работы педагогов МАДОУ детский сад 6 по использованию современной
формы непосредственной образовательной деятельности старшего
дошкольного возраста «Коллекционирование» в дошкольной
образовательной организации. При написании методического пособия
использовались материалы Н.А. Коротковой «Образовательный процесс в
группах детей старшего дошкольного возраста».

Методическое пособие «Коллекционирование - современная форма
непосредственной образовательной деятельности старшего дошкольного
возраста в ДОО» адресовано педагогическим работникам системы
дошкольного образования Свердловской области.

Составители:
Комина Анна Александровна, заместитель заведующего МАДОУ
детский сад 6, ГО Красноуфимск.
Тихонова Татьяна Викторовна, воспитатель МАДОУ детский сад 6,
ГО Красноуфимск.
Рецензент: Истратова О.Ю., воспитатель МАДОУ детский сад 6,
ГО Красноуфимск.

© Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 6 с
приоритетным осуществлением деятельности по физическому
направлению развития воспитанников»
2

«Кто имеет увлечение, тот проживает две жизни»
китайская народная мудрость
Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека,
которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого
практического использования, но вызывающих к размышлению.
Достоинством
коллекционирования
можно
считать
его
интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию
элементарных математических представлений, познанием окружающего
мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием.
Проводимая с детьми работа по коллекционированию способствует
развитию творческого потенциала, как любознательность и познавательная
активность.
Н.А.Короткова: Коллекционирование (классификация) - освоение
родо-видовых (иерархических) отношений (представления о видовом
разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т. п.).
Организуя непосредственную образовательную деятельность (далее
НОД) с использованием коллекционирования, следует использовать
материал, легко поддающийся группировке, сортировке по видам в рамках
общего (родового) понятия. В зависимости от конкретной темы, это
реальный материал (например, образцы минералов) или образный множество иллюстративных карточек-вырезок (например, изображения
различных видов транспорта). Воспитатель и дети обсуждают материал,
ищут черты сходства и различия между объектами, нащупывают в ходе
обсуждения-рассуждения возможные основания для их группировки.
Затем
материал
размещается
в
заранее
приготовленной
классификационной таблице. Это может быть лист ватмана с обозначенным
вверху «родовым» именем сравниваемых объектов и пустыми графами, в
которые в ходе обсуждения будут вписываться названия видов объектов в
соответствии с найденными основаниями классификации (к примеру,
транспорт - воздушный, водный, наземный). В работе принимают участие
все дети, подбирая нужные объекты и располагая их на классификационной
таблице.
Если исследовались реальные объекты (например, засушенные листья
для гербария, образцы минералов), они размещаются в подходящие емкости
в виде коллекции, а на классификационную таблицу прикрепляются
замещающие их картинки или просто ярлычки с названиями объектов.
Надписи дети могут сделать с помощью воспитателя.
Виды коллекций реальных объектов: свечей, моделей кораблей,
пазлов, моделей автомобилей, киндер-сюрпризов, часов, денежных знаков,
3

марок, кукол, кукол Барби, магнитов на холодильник, фантиков,
солдатиков, динозавров, машин (гоночных машин), украшений, ракушек,
салфеток, календарей, минералов и др.
Коллекционированием реальных объектов дети занимаются в
режимные моменты.
Классификационная таблица должна быть достаточно велика по
размеру и «открыта» для дополнения. На НОД она заполняется лишь
отчасти и остается в групповом помещении. Оставшиеся в ней «пустоты»
дети могут заполнить в дальнейшем, найдя подходящие иллюстрации дома.
Эта продолженная жизнь таблицы поддерживает интерес к теме и служит
поводом для ее обсуждения в свободное от занятий время.
Несколько пояснений относительно иллюстративного материала: от
правильного его подбора зависит успешность занятия.
Для рассматривания, анализа-сравнения, сортировки следует
использовать карточки-иллюстрации размером примерно в половину
стандартного листа писчей бумаги (формат А4). Это иллюстрации многоразового использования. Чтобы они были долговечнее, можно наклеить их
на картон или ламинировать.
Для группировки и наклеивания на классификационные таблицы
нужны картинки-вырезки меньшего размера, примерно 6х8 см или 7x10 см;
эти картинки используются только один раз.
Весь материал можно подобрать, воспользовавшись художественными
открытками и фотографиями, разнообразными иллюстрированными
журналами, изданиями познавательного характера и т. п. Помощь в подборе
материала могут оказать и родители (ненужные иллюстрированные издания
есть в каждом доме). Можно также использовать рисунки из дошкольных
пособий, карточки тематических лото, но для старших дошкольников,
взыскательных к деталям, лучше все-таки прибегнуть к фотоиллюстрациям.
Если в детском саду есть компьютер, можно отсканировать собранный
по разным темам материал и распечатывать его по мере необходимости. В
этом случае все воспитатели могут внести свой вклад в общую базу данных,
пополняя ее новым материалом. Непосредственно перед НОД уже не надо
будет думать о сборе материала, достаточно лишь распечатать одноразовые
карточки в нужном ассортименте и количестве.
Кроме карточек-иллюстраций необходимо также подбирать
иллюстрированные энциклопедии, детские журналы, художественные
альбомы, которые поддержат интерес детей к тематике проведенной НОД.

4

Алгоритм деятельности педагога с детьми на НОД с
использованием классификационной таблицы
1. Обсуждение реального или вымышленного события.
2. Постановка цели коллекционирования (создания коллекции).
3. Анализ-сравнение, активное обсуждение реального материала
(например, образцы материалов) или образный - множество иллюстративных карточек-вырезок (например, изображения различных видов
транспорта).
4. Работа в подгруппах: группировка (классификация) и
закрепление мелких иллюстраций в классификационной таблице.
5. Вывешивание классификационной таблицы на стене группового
помещения.
6. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности.
Возможный вариант тематического планирования НОД
коллекционирования в течение года
(Н.А.Короткова «Образовательный процесс в группах детей старшего
дошкольного возраста»)
Месяц
неделя
Сентябрь
Октябрь

Ноябрь

Декабрь
Март
Май

Вид деятельности
Коллекционирование
(классификация)
Коллекционирование
(классификация)
Коллекционирование
(классификация)
Коллекционирование
(классификация)
Коллекционирование
(классификация)
Коллекционирование
(классификация)
Коллекционирование
(классификация)
Коллекционирование
(классификация)
Коллекционирование
(классификация)

Тема
Времена года (сезоны)
Виды минералов (камни)
Мир растений
Виды местности
(природные ландшафты)
Виды транспорта
Мир животных
Виды строительных
сооружений
Виды профессий
Виды спорта

5

ТЕМА: ВРЕМЕНА ГОДА (СЕЗОНЫ)
Для введения в тему почитаем рассказ в стихах С. Маршака «Круглый
год» (смысловым фоном могут служить и тексты для длительного чтения книги В. Бианки «Синичкин календарь», «Мышонок Пик»).
Обсудим, чем времена года отличаются друг от друга (сравним сезоны
попарно), какие природные явления и общественные события характерны
для каждого сезона; как догадаться, какое время года на дворе; что нравится
(или не нравится) в каждом времени года.
Из множества карточек с изображениями сезонных событий
(небольшого формата репродукции пейзажей и жанровых картин,
фотографии, вырезки из иллюстрированных журналов заранее
приготовлены и лежат в коробке изображением вниз) все возьмем по одной
карточке (взрослый тоже). Разделимся на четыре группы (по сезонам).
Каждая группа наклеит свои карточки («метки») на плотный лист бумаги создаст картину сезона. Затем эти листы прикрепим к большой схеме
«круглого года», предварительно вычерченной на листе ватмана в виде
круга с четырьмя секторами и надписанной воспитателем.
Предложим детям стандартные листы бумаги (формат А4) с такой же
схемой «круглого года». Дома вместе со взрослыми ребенок может
подобрать и наклеить на схему соответствующие каждому сезону вырезки«метки», сделать надписи (сезоны, месяцы).
Можно порекомендовать родителям все детские работы собирать в
папку, чтобы к концу года у каждого ребенка получился своеобразный
справочник: «Что я узнал о мире».
ТЕМА: МИР ЖИВОТНЫХ
Для введения в тему почитаем стихотворение С. Маршака «Про
гиппопотама»; поговорим о том, какие еще животные известны детям,
каких животных они видели в естественных условиях; выясним, кто уже
побывал в зоопарке, предоставим детям возможность обменяться
впечатлениями о виденных животных. (Можно приурочить эту тему к
чтению книги Б. Житкова «Что я видел» - главы о зоопарке.).
Рассмотрим множество карточек-иллюстраций с изображениями
животных (воспитатель заранее подбирает изображения рыб, птиц,
млекопитающих).
В процессе обсуждения - сравнения разных живых существ - подойдем
к основанию классификации - среде обитания; поговорим о зависимости
строения тела животного и его образа жизни от среды обитания (бегать по
суше, плавать в воде, летать в воздухе). Рассортируем карточки по среде
обитания (млекопитающие, рыбы, птицы). Обсудим исключительные
6

случаи: нелетающие птицы (страус, пингвин), живущие в воде
млекопитающие (кит, дельфин).
Поговорим о том, чем питаются разные животные, найдем еще одно
основание классификации - по характеру питания: хищные и нехищные
животные (питающиеся растениями или всеядные); поищем среди
иллюстраций соответствующие примеры птиц, зверей, рыб.
Займемся классификационной таблицей (лист ватмана со съемными
частями и таблички с обозначениями возможных оснований классификации
заранее приготовлены воспитателем). Разделимся на три группы; каждая
группа заполнит свою часть таблицы, выбирая из множества небольших
карточек-вырезок подходящие; затем соединим части таблицы вместе.

Детям 7-го года жизни можно предложить несколько карточек с
изображениями насекомых, земноводных, пресмыкающихся; обсудить, чем
они похожи на других животных и чем отличаются, есть ли им место на
нашей таблице; может быть, возникнет предложение дополнить таблицу
несколькими колонками.
В конце занятия предложим каждому из детей маленькую табличку
(стандартный лист бумаги) с классификационной схемой. Если ребенок
захочет, может дома заполнить ее с помощью родителей рисунками,
вырезками или просто написать названия животных.
Порекомендуем родителям почитать детям рассказы о животных В.
Бианки, М. Пришвина, Г. Скребицкого, Г. Снегирева, Б. Емельянова и др.
(раздадим памятки со списком книг).
Можно также предложить детям выбрать любое дикое животное и
дома с родителями покопаться в энциклопедиях (как и где, живет это
7

животное, чем питается и т. п.). На следующий день желающие расскажут
остальным о том, что они узнали о животных.
ТЕМА: ВИДЫ МИНЕРАЛОВ (КАМНИ)
Для введения в тему предварительно почитаем сказку П. Бажова
«Серебряное копытце».
Предложим детям рассмотреть камни из имеющейся в детском саду
коллекции (воспитатель заранее формирует ее, подбирая строительные
камни, поделочные камни и хотя бы один драгоценный, например, образец
горного хрусталя). Выясним, чем похожи и чем различаются камни. Больше
всего серых, не очень красивых; меньше - цветных, с узором; совсем мало красивых прозрачных и полупрозрачных. Разделим все камни на три
группы и поместим каждую в отдельный ящичек.
Обсудим, для чего использует человек эти камни. Одни - для
сооружения зданий и дорог, другие - для отделки помещений, изготовления
скульптур, третьи - для украшений. Рассмотрим фотографии,
иллюстрирующие использование камня человеком.
Займемся оформлением нашей коллекции. Надпишем и приклеим
ярлыки к каждому ящичку: «Строительные камни», «Поделочные камни»,
«Драгоценные камни». Если известны их названия, вложим в ящичек опись,
а к экспонату приклеим бирочку с номером.
Обсудим, кто находит и добывает камни (геологи-разведчики, горные
мастера, работающие в карьерах и шахтах); рассмотрим соответствующие
иллюстрации. Предложим детям в конце занятия несколько художественных альбомов для свободного рассматривания (сокровища
Алмазного фонда, Оружейной палаты и т. п.).
Можно порекомендовать родителям почитать сборник сказок П.
Бажова «Малахитовая шкатулка»; посмотреть, есть ли дома какие-либо
поделки, украшения из камня; по возможности, принести в детский сад чтолибо из найденных вещей, чтобы все дети смогли увидеть, как они
выглядят.
Если кто-то из дошкольников увлекается сбором камней, попросим
принести и показать остальным свои коллекции.
ТЕМА: МИР РАСТЕНИЙ
Для введения в тему почитаем «Рассказ о кустах и деревьях» из книги
М. Ильина, Е. Сегал «Азбука природы» или предложим детям вспомнить,
что растет в лесу, в парке, в саду.
Рассмотрим приготовленные заранее карточки-иллюстрации с
изображениями деревьев, кустарников, трав. Иллюстрации можно
8

передавать из рук в руки, рассматривать индивидуально, обсуждать с соседями.
Выясним, что общего у всех этих растений (корень, ствол-стебель,
листья, плоды-семена), чем они различаются (величиной, характером
стебля). Затем рассортируем множество маленьких карточек-вырезок по
выбранному основанию (например, по характеру стебля-ствола).
Разместим карточки на заранее приготовленной классификационной
таблице (с соответствующими графами и надписями):

Работать с большой группой детей будет удобнее, если части таблицы
наложены на большой лист ватмана и могут сниматься (то есть таблица
может, разъединяется).
Чтобы окончательно оформить таблицу, разделимся на три подгруппы,
каждая будет наклеивать карточки на одну из частей таблицы. Затем
соберем таблицу вновь и проверим, нет ли ошибок.
С детьми 7-го года жизни можно дополнительно обсудить вопрос,
относятся ли грибы к миру растений, чем они схожи с другими растениями,
чем отличаются; возможно, возникнет идея сделать еще одну колонку в
классификационной таблице.
Исследование мира растений может быть продолжено практической
классификацией - предложим детям сделать коллекцию (гербарий) из
заранее засушенных воспитателем травянистых растений, листьев наиболее
распространенных в данной местности и узнаваемых деревьев и
кустарников. Обсудим, как называются эти растения, к какой колонке
нашей таблицы относятся. Растения наклеиваются на плотные листы
бумаги и рассортировываются в три емкости (коробки) с надписями:
«Деревья», «Кусты», «Травы».
9

Эту тему целесообразно приурочить к поре листопада, и предложить
родителям погулять с ребенком в лесу, парке, сквере, собрать красивые
расцвеченные листья, засушить их и сделать дома собственный гербарий с
надписями. Часть гербарных листов ребенок может принести в детский сад
и пополнить ими групповую коллекцию.
Стоит предложить родителям, если есть возможность, посетить с
детьми Ботанический сад.
ТЕМА: ВИДЫ МЕСТНОСТИ (ПРИРОДНЫЕ ЛАНДШАФТЫ)
Для введения в тему почитаем «Рассказ о храбром Кандыме» из книги
М. Ильина, Е. Сегал «Азбука природы».
Рассмотрим множество фотоиллюстраций с изображением природных
ландшафтов: разные виды леса - вечнозеленый тропический, листопадный,
хвойный; степи - степь умеренных широт, саванна, тундра; пустыни песчаная, каменистая. Обсудим, какой бывает местность (или, как еще
говорят, ландшафт, пейзаж).
Сгруппируем картинки по сходству и различию. В итоге получится
три вида местности: лес - степь - пустыня (более детальные названия
ландшафтов необязательны). Сравним группы попарно: пустыня и лес,
пустыня и степь, лес и степь. Выйдем на основание классификации характер растительности. Обсудим, от каких погодных условий зависит
характер ландшафта (температура и количество воды).
Предложим детям сделать картины-панно разных местностей.
Разделимся на три подгруппы, каждая разместит свое ландшафтное панно
(лес, степь или пустыня) на плотном листе бумаги (половина стандартного
листа ватмана, раскрашенного в разные цвета: темно-зеленый - для леса,
светло-зеленый - для степи, желтый - для пустыни). Дети выбирают и
наклеивают подходящие иллюстрации-вырезки; воспитатель на каждом
панно сверху пишет название ландшафта.
Вариант: можно соорудить ландшафтные макеты из природных
материалов в ящичках с землей и песком.
В конце занятия обыграем готовые ландшафты-панно: разместим их
на ковре в ряд, раздадим детям карточки с изображениями разных
животных - типичных обитателей каждого природного ландшафта. Играем
по типу лото: «Кто живет в пустыне? Кто живет в лесу? Кто живет в
степи?» Участники выкладывают на панно подходящие, по их мнению,
карточки.
Когда все карточки будут разложены, обсудим ошибки выбора, если
они есть, а также возможность двойного решения. Например, волк живет и
в лесу, и в степи, верблюд - ив степи, и в пустыне.
10

Другой вариант игры - «На чем можно путешествовать в каждой
местности?» Надо выбрать подходящие картинки с изображениями ездовых
животных (верховые лошади и ослы, верблюды, слоны; упряжки оленей,
собак, лошадей и т. п.).
Предложим каждому ребенку стандартный лист бумаги (формат А4) с
классификационной табличкой (рис.).

Дома с родителями он может заполнить таблицу рисунками или
наклеить подходящие картинки. Для взрослых это будет подсказка: они
узнают, чем ребенок занимался в детском саду. Можно порекомендовать
обсудить дома с детьми вопрос о том, в какой местности мы живем. Если
ребенок выезжал в дальние путешествия, на отдых, вспомнить, какая там
была местность.
ТЕМА: ВИДЫ ТРАНСПОРТА
Для введения в тему почитаем рассказ в стихах С. Маршака «Почта».
Поговорим о том, как путешествовало письмо и что такое транспорт;
сравним попарно транспортные средства, которые доставляли письмо, в
поисках сходства и различия между ними (самолет - пароход; пароход поезд; поезд - автомобиль и т. д.). Наметим первое основание
классификации - среда передвижения: воздушный - водный - сухопутный
транспорт. Рассмотрим карточки-иллюстрации и рассортируем их на три
соответствующие группы.
Выясним, какие виды транспорта есть в нашем городе (местности), кто
из детей на каком виде транспорта путешествовал (ездил на дачу, в дальнее
путешествие).
11

Обсудим, что заставляет двигаться автомобиль, поезд, самолет
(двигатель, мотор). Рассмотрим карточки-иллюстрации с изображениями
транспортных средств, приводимых в движение силой животных или
природы (ветер, течение реки): езда верхом и в упряжке, парусники, плоты,
воздушные шары и планеры. Наметим еще одно основание классификации:
транспорт с двигателем (мотором) - без двигателя.
Заполним классификационную таблицу небольшими карточкамивырезками, разделив весь транспорт на виды по среде передвижения
(воздушный - водный - сухопутный) и по наличию (отсутствию) двигателя
(например: теплоход - парусник; автомобиль - упряжка животных; самолет
- воздушный шар).

Части таблицы можно сделать съемными и заполнять их, разбившись
на три подгруппы, по видам транспорта; затем соединить все части.
Предложим детям дома с родителями подобрать картинки с разными
видами транспорта, чтобы сделать общую таблицу в группе более полной и
красочной, дополняя ее по мере появления новых иллюстраций.
По желанию дети могут взять домой аналогичные классификационные
таблички (отпечатанные на стандартном листе бумаги), заполнить их
вместе с родителями вырезками (рисунками) и сделать надписи.
ТЕМА: ВИДЫ ПРОФЕССИЙ
Для введения в тему почитаем стихотворение С. Михалкова «А что у
вас?» или В. Маяковского «Кем быть?».
Обсудим, что такое профессия, какие бывают профессии, запишем их
названия печатными буквами на заготовленных заранее небольших
карточках. Подумаем, как их можно рассортировать (сгруппировать): чем
различаются профессии, какие из них схожи между собой.
12

Подойдем к возможному основанию классификации профессий: с чем
имеет дело человек на работе (с техникой и неживой природой - шофер,
инженер, геолог и пр.; с живой природой - фермер, садовод, ветеринар и
пр.; с людьми - учитель, воспитатель, врач, продавец и пр.).
Распределим карточки на классификационной таблице: каждый
ребенок берет несколько карточек и объясняет, куда он их поместит и
почему.

Обсудим двойственные случаи (например, военный может иметь дело
и с людьми, и с техникой).
Продолжим обсуждение: какую профессию ты бы выбрал для себя
(«Кем я хочу быть»)? Сколько профессий в твоей семье (имеются в виду
родители, бабушки, дедушки, старшие братья, сестры и др.)? Запишем на
карточках эти профессии и внесем в таблицу. Будем дополнять ее в
дальнейшем, если узнаем еще о каких-то профессиях.
Вариант: с детьми 6-го года жизни лучше проводить исследование на
карточках не с надписями, а с изображением людей различных профессий.
Можно предложить детям дома сделать книжку «Профессии в нашей
семье»: каждый ребенок получает пустой блок-книжку (шесть-семь
скрепленных листов, размером в половину стандартного листа). Чтобы
заполнить ее, надо расспросить родителей, нарисовать или наклеить
подходящие картинки, с помощью взрослых сделать подписи под
рисунками. Каждому члену семьи можно отвести отдельную страницу
(«Профессия моего папы» и т. д.), а последнюю страницу посвятить своей
будущей профессии («Кем я буду, когда вырасту»).
Готовые книжки рассмотрим и обсудим в группе.

13

ТЕМА: ВИДЫ СПОРТА
Для введения в тему используем множество карточек-иллюстраций с
изображением людей, занимающихся различными видами спорта.
Обсудим: для чего человеку нужен спорт, как называются эти виды
спорта; кто из детей группы занимается в спортивных кружках и секциях и
каким видом спорта; чем отличаются друг от друга все эти виды спорта и
чем похожи?
Из совместно найденных признаков выберем основания для
классификации (например: по сезону - зимний и летний спорт; по числу
участников - командные и одиночные виды спорта).
Рассортируем небольшие карточки-вырезки и расположим их на листе
ватмана в виде классификационной таблицы, сделаем надписи.

Предложим детям расспросить родителей, занимались ли они в
детстве спортом, каким? Если у кого-то дома есть спортивные знаки,
символы, награды, попросим принести их в группу, чтобы рассмотреть и
обсудить всем вместе.
ТЕМА: ВИДЫ СТРОИТЕЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ
Эту тему можно приурочить к чтению больших художественных
произведений, в которых персонажи наблюдают жизнь города и деревни
(например, Б. Житков «Что я видел», Ю. Дружков «Приключения
Карандаша и Самоделкина»).
Для введения в тему предложим детям множество карточек с
изображениями разнообразных зданий и строительных сооружений.
Рассмотрим вместе, что это такое, назовем каждое.
Обсудим, как называется место, где мы живем (город или деревня,
село), в каких домах живем, какие здания есть вокруг (какие особенно
примечательные здания в нашей местности).
14

Сравним строительные сооружения в городе и в деревне (чем они
похожи и чем различаются). Например, в городе: жилые здания многоэтажные, кирпичные или бетонные; много общественных зданий
(школы, поликлиники и больницы, детские сады, магазины и торговые
центры, театры, вокзалы и т.д.); промышленные здания (заводы и фабрики).
В селе (деревне): жилые здания - одноэтажные (малоэтажные), деревянные
(избы); мало общественных зданий, нет заводов и фабрик, но есть фермы,
теплицы и оранжереи, мельницы и т. п.
Рассортируем карточки-иллюстрации, приняв за основание характер
населенного пункта: что подойдет для города, что - для деревни. Обсудим
сооружения, однозначно не подходящие ни к одной группе (маяк,
автострада, железнодорожный путь, мосты, плотины), поговорим об их
назначении, выделим их в отдельную группу: это сооружения, которые
могут быть и в городе и в деревне или за пределами населенных пунктов.
Заполним небольшими карточками-вырезками три колонки таблицы:

С детьми 7-го года жизни можно создать таблицу с дополнительными
расчленениями по функции зданий в жизни людей: жилые - общественные промышленные.
Разделимся на несколько подгрупп (по 4-5 человек). Каждая
придумает и начнет делать макет города или деревни (на готовом
картонном поле, с обозначенными цветом рекой или озером, дорогами и
т.п.) из бросового и природного материала. Работа может быть продолжена
на занятии продуктивной деятельностью.
Вариант: каждая подгруппа делает картины-панно города или деревни
из иллюстраций, вырезок (по аналогии с описанными выше панно
«Природные ландшафты»).
15

Можно порекомендовать родителям поговорить с детьми о родном
городе (селе), об имеющихся в окрестностях особенных строительных
сооружениях, обратить внимание на здания, мимо которых они проходят
каждый день, и т.д.
Достоинством
коллекционирования
можно
считать
его
интегрированность, то есть связь с познавательно-исследовательской
деятельностью по формированию элементарных математических
представлений, познанием предметного окружения, социальным миром,
миром природы.
Проводимая с детьми работа по коллекционированию способствует
развитию творческого потенциала, любознательности и познавательной
активности.
Толковый
словарь
определяет
коллекционирование,
как
«систематизированное собирание однородных предметов, представляющих
научный, художественный, литературный и т.п. интерес».
Малыши-дошкольники,
как
правило,
еще
не
способны
коллекционировать что-либо целенаправленно. И задача взрослых не
только увлечь детей идеей создания коллекции, но и всячески помогать им
в этом. Польза от такой деятельности неоспорима:

Во-первых,
собирая
коллекцию,
дети
занимается
познавательно-исследовательской деятельностью, у них возникает
желание побольше узнать о предметах своей коллекции.

Во-вторых, в процессе коллекционирования тренируется
память, внимание, интеллект, развивает аккуратность и бережливость

В-третьих,
показывая
свою
коллекцию
друзьям,
обмениваясь с ними интересными экспонатами, дети учатся общению.

Наконец, коллекционирование, как и любое хобби, украшает
жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.
Выбирать тему коллекции лучше исходя из интересов детей.

16

Конструкт
непосредственно образовательной деятельности с детьми
Тема: «Мир транспорта»
Возрастная группа: подготовительная группа
Задачи:
1. Уточнить знания детей о транспорте.
2. Закрепить умение детей классифицировать виды транспорта по
признакам:
- «По назначению» (грузовой, пассажирский).
- «По принадлежности» (личный, общественный).
- «По способам движения» (с мотором, без мотора).
3. Ввести новый признак для классификации видов транспорта с
мотором, без мотора.
4. Развивать мыслительную и речевую активность детей.
5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение
работать в парах и коллективе.
Форма организации: групповая.
Средства:
1. перчаточная игрушка – Буратино;
2. кружки зеленые и красные на каждого ребенка; .
3. иллюстрации видов транспорта;
4. игрушки: воздушный шар, самолет; парусник, катер, машина,
велосипед;
5. стойки с картинками;
6. ватман с классификационной таблицей;
7. шарики, камешки, 2 баночки;
8. магнитофон;
9. клей.
Этапы деятельности
1. Обсуждение
реального или
вымышленного
события

Содержание деятельности
Самостоятельная деятельность детей.
Заходит пом. воспитателя и говорит воспитателю:
«Кто - то оставил портфель в раздевальной
комнате».
Воспитатель: Ребята, кто принес портфель?
Может из гостей кто забыл? (Спрашивает у
гостей).
Воспитатель: Неприлично открывать чужие
сумки, но нам нужно найти хозяина портфеля.
17

2. Постановка цели
исследования

3. Анализ-сравнение,
активное обсуждение
демонстрационного
иллюстративного или
предметного
материала

- Ребята, давайте осторожно посмотрим, что в
нем. (В портфеле папочка с картинками разного
вида транспорта, дневник, тетради, букварь).
(Пока дети открывают портфель и рассматривают
что в нем, воспитатель одевает на руку
перчаточную куклу Буратино).
Буратино: Это мой портфель... Не пойду больше
в школу... Дали домашнее задание сделать
коллекцию транспорта из картинок. Я ничего не
пониманию.
Воспитатель: Ребята, давайте сядем в кружок и
рассмотрим картинки Буратино.
Воспитатель: Буратино, прежде чем приступать
к выполнению твоего задания, надо как можно
больше узнать о транспорте.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы
сможем помочь Буратино? Как? (Дети говорят
свои варианты).
Воспитатель: Ребята, на какие группы мы делим
транспорт?
Значит, мы будем классифицировать транспорт
по первому принципу – по среде передвижения.
Воспитатель: Все понял? Ребята, давайте
поиграем с Буратино в игру: «Правильно –
неправильно». Садитесь за столы. На столах у вас
лежат кружки зеленый и красный.
Я показываю вам транспорт и называю, что он
делает. Если я говорю правильно, вы
поднимаете зелёный кружок и разрешаете мне с
Буратино движение. А если я ошиблась – вы
поднимаете красный кружок. Запрещаете
движение нам движение.
САМОЛЁТ – летит, плывёт, прыгает, взлетает,
разговаривает, гудит.
КОРАБЛЬ – скачет, дерётся, плывёт.
ПОЕЗД – едет, гудит, стоит, смеётся.
Воспитатель: Итак, у нас есть первый признак
для классификации транспорта: по среде
передвижения: воздушный, водный и наземный.
Буратино: Понял! Я побежал выполнять задание.
18

Воспитатель: Подожди, Буратино, не торопись,
мы еще не все тебе рассказали о транспорте.
Воспитатель: Буратино, в школу ты на чем
едешь?
Буратино: На автобусе.
Воспитатель: Автобус - это какой транспорт?
Буратино: Не знаю.
Воспитатель: Ребята, какой?
Воспитатель: Буратино, а если ты в магазине
купил себе стол. На каком транспорте тебе его
привезут?
Буратино: Я не знаю.
Воспитатель: Ребята, помогите.
Воспитатель: Буратино, а если ты заболел или
случился пожар. Какой транспорт приедет к тебе
на помощь?
Воспитатель: Значит, есть второй признак
классификации по – назначению.
Буратино: Какой?
А сейчас поиграем в игру: «Встань правильно».
- Послушайте правило игры: Пока звучит музыка,
вы должны взять картинку, рассмотреть ее,
можете потанцевать под музыку. Как только
музыка закончилась, вы собираетесь в группы
транспорта по назначению около стоек.
Поменяйтесь картинками. Играем еще раз.
Проверьте.
Воспитатель: Ребята, по каким признакам мы
сейчас разделили транспорт? По – назначению.
Воспитатель: Буратино, запомнил?
Воспитатель: Садитесь за столы.
- Ребята, а кто на каком транспорте любит
больше всего ездить?
- А это какой транспорт личный или
общественный?
- Мы с вами определили еще один признак
классификации - по принадлежности. Он может
быть личным и общественным. Буратино,
запомнил?
Для закрепления мы поиграем в знакомую игру:
19

«Узелки».
У каждого на столе есть горошина и камушек.
Когда называете личный транспорт, в баночку
кладете горошину, а когда общественный
транспорт, то в другую баночку кладете камушек.
Вы не назвали еще один транспорт. На картинке
представлены его части. Отгадайте и назовите
транспорт (снегоход).
Он относится к личному или общественному
транспорту?
А чтобы о нем не забыть мы положим в баночку
узелок, завтра достанем его и вспомним, как он
называется.
Воспитатель: По какому признаку мы
определяли сейчас транспорт?
Буратино: Ребята, я забыл про свои игрушки!
(Буратино из портфеля вытаскивает разного вида
игрушки транспорта, которые передвигаются с
мотором и без мотора).
Воспитатель: Да интересные у тебя игрушки.
(Игрушки выкладываются на столе. Дети стоят
вокруг стола и рассматривают).
Воспитатель: Ребята, что интересного вы
заметили?
(Рассуждения детей).
- Вы правы автомобили, поезда самолеты
движутся, так как у них есть двигатель, мотор.
Воспитатель: А эти игрушки можно назвать
транспортом? (Парусник, воздушный шар,
велосипед, лодка). Докажите.
- Чем он отличается от тех видов, о которых мы
говорили? (У них нет мотора).
- А как же они передвигаются? Что заставляет их
двигаться?
(Обсудить каждую игрушку).
- Итак, у нас появился ещё один признак для
классификации: по способам движения.
Транспорт может быть с мотором и без мотора.
4. Работа в подгруппах: Буратино: Как много я узнал сегодня о
транспорте!
сортировка и
20

закрепление мелких
иллюстраций на
ватмане
«коллекционирование»

5. Сборка общей
таблицы,
сопоставление
результатов
исследования
6. Подведение итогов

Воспитатель: Буратино, но мы не помогли
сделать твое основное домашнее задание. Что
тебе задали?
Буратино: Сделать коллекцию транспорта.
Правильно в таблице распределить мелкие
картинки и наклеить их.
Воспитатель: Ребята, поможем Буратино?
(Воспитатель показывает ватман с
классификационной таблицей, на котором
изображена схема по классификации транспорта
по видам передвижения с мотором и без мотора).
Воспитатель: Первая группа детей собирает
коллекцию картинок воздушного транспорта,
размещает их в первом квадрате,
вторая группа детей составляет коллекцию
картинок водного транспорта, размещает их во
втором квадрате, а третья группа детей собирает
коллекцию картинок сухопутного транспорта,
раскладывает их в третьем квадрате. Обратите
внимание, что в каждом квадрате картинки
должны поделиться еще на два вида с транспорт
мотором и без мотора.
Поделитесь на три подгруппы по 4 человека.
Кто собирает коллекцию воздушного транспорта,
кто водного, кто сухопутного?
Воспитатель: Ребята, картинки сначала
выкладываем на нашей таблице, проверяем все
вместе и только потом приклеиваем.
(Дети сортируют картинки по таблице,
проверяют, приклеивают).
Воспитатель: Ребята, садитесь за столы, вы
молодцы, все сделали правильно.
Давайте напомним Буратино, по каким признакам
мы классифицировали транспорт?
Воспитатель: Ребята, а что вам больше всего
понравилось?
- В чем была трудность?
- Из каких источниках мы можем еще узнать о
транспорте?
Если останется время Буратино: Я хочу с вами
21

7. Открытость.

поиграть. Я буду у вас на ладошке писать букву.
Вы должны отгадать, какую букву я написал,
выходите и пишите ее на доске. И так друг за
другом. А потом прочитаете, что я хотел вам
сказать. Согласны?
(Буратино обратной стороны ручки пишет
ребенку на ладошке по букве).
Воспитатель: Давайте прочитаем, что нам хотел
сказать Буратино.
Дети читают слово: «Спасибо!»
Буратино: Мне поставят оценку в школе, и я вам
завтра принесу на память эту коллекцию.
- Ребята, дома вы еще можете найти картинки по
коллекционированию транспорта с мотором и без
мотора, и мы их наклеим в коллекции.

22

23

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».