Методическое пособие "Путешествие по карте"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 6 с приоритетным
осуществлением деятельности по физическому направлению
развития воспитанников»

Путешествие по карте - современная
форма непосредственной
образовательной деятельности старшего
дошкольного возраста в ДОО
методическое пособие
для педагогов дошкольных образовательных организаций

г. Красноуфимск
2020 год
1

Методическое пособие «Путешествие по карте - современная форма
непосредственной образовательной деятельности старшего дошкольного
возраста в ДОО» содержит теоретический материал и практический опыт
работы педагогов МАДОУ детский сад 6 по использованию современной
формы непосредственной образовательной деятельности старшего
дошкольного возраста «Путешествие по карте» в дошкольной
образовательной организации. При написании методического пособия
использовались материалы Н.А. Коротковой «Образовательный процесс в
группах детей старшего дошкольного возраста».

Методическое пособие «Путешествие по карте - современная форма
непосредственной образовательной деятельности старшего дошкольного
возраста в ДОО» адресовано педагогическим работникам системы
дошкольного образования Свердловской области.

Составители:
Дубакова Елена Владимировна, музыкальный руководитель МАДОУ
детский сад 6, ГО Красноуфимск.
Комина Анна Александровна, заместитель заведующего МАДОУ
детский сад 6, ГО Красноуфимск.
Моховикова Татьяна Викторовна, воспитатель МАДОУ детский сад
6, ГО Красноуфимск.
Назарова Ольга Ивановна, воспитатель МАДОУ детский сад 6, ГО
Красноуфимск.
Рецензент: Истратова О.Ю., воспитатель МАДОУ детский сад 6,
ГО Красноуфимск.

© Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 6 с
приоритетным осуществлением деятельности по физическому
направлению развития воспитанников»
2

Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий
много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного
образования, интенсифицирует поиск новых, более эффективных
психолого-педагогических подходов к процессу образования детей
дошкольного возраста.
Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и
познавательной мотивации у детей; формирование познавательных
действий, становление сознания; а также формирование первичных
представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о
малой родине и Отечестве, о планете Земля как общем доме людей, об
особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Такое
современное определение дается в ФГОС ДО.
Н.А. Короткова: Путешествие по карте - освоение пространственных
схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и
родной стране).
Задачи, решаемые при организации формы «Путешествиия по карте»:
1. Развивать у детей географические представления о земном шаре,
океанах, материках через знакомство с глобусом и картой (части света,
страны, природные ископаемые, обозначение пустынь, лесов, гор, рек и
т.д.).
2. Познакомить детей с различными природно-климатическими
зонами, условиями жизни на Земле и разными видами ландшафта.
4. Развивать представления о странах и населяющих их народах
разных рас и национальностей; особенностях их жизнедеятельности.
5. Придать творческий исследовательский характер процессу
изучения окружающего мира.
6. Зажечь в ребенке желание самому узнать что-то новое, используя
разные информационные средства познания (опыты, эксперименты, книги,
беседы, споры) и воплотить это в индивидуальный или совместный
творческий продукт самим ребенком (альбом, панно, открытка, макет и
т.д.) т.е. развивать познавательную активность.
Для организации непосредственной образовательной деятельности
(далее НОД) в качестве постоянного материала нужны глобус и большая
физическая карта полушарий, которые служат своего рода метафорой
целостного
«пространства
мира»,
его
наглядно-графическими
заместителями. Эти предметы не экзотичны для современного старшего
дошкольника. Они естественным образом входят в его жизнь через
средства массовой коммуникации, познавательную литературу, которая
есть и дома, и в детском саду.
3

Начиная воображаемое путешествие, воспитатель и дети обсуждают
и выбирают пункт назначения (отправиться на этот раз в Австралию, на
родину кенгуру, или на реку Лимпопо, по следам доктора Айболита, и
т.п.), подходящий вид транспорта, намечают маршрут (или возможные
разные пути) на глобусе, прокладывают его цветным маркером на карте,
высказывают предположения о том, что может встретиться в пути.
Это повод для того, чтобы освоить стороны света, названия океанов и
частей света, сравнить их растительный и животный мир, узнать, как
живут там люди, чем занимаются. В такой форме дети легко осваивают
природные и культурные символы частей света: что присуще именно той,
а не другой (для Австралии это могут быть кенгуру и бумеранг, для
Африки - жираф и барабан «тамтам», для Антарктиды - пингвины и
исследователи-полярники и т.д.).
Постепенно в ходе НОД физическая карта полушарий (или
заготовленная воспитателем на листах ватмана большая контурная карта,
раскрашенная им совместно с детьми) «оживает» - заполняется линиями
пройденных маршрутов, маленькими вырезками-«метками» частей света
(животные, растения, люди, занятые типичным трудом). Эта карта,
фиксирующая приобретенные представления, как и классификационные
таблицы, остается в группе, чтобы дети могли продолжить обсуждение
путешествия в свободном общении.
Для путешествий по карте понадобится иллюстративный материал
(фотоиллюстрации) многоразового использования:
1) карточки с изображением природных и культурных ландшафтов
разных частей света, жизненной среды, и типичных занятий населения
(размером примерно в стандартный лист бумаги, формат А4);
2) карточки с изображением типичных представителей флоры и
фауны разных частей света (размером примерно в половину стандартного
листа бумаги). Также нужны мелкие одноразовые карточки-«метки» для
наклеивания на карту по маршрутам путешествий (размером примерно 2x2
см или 2x3 см).
Алгоритм проведения НОД «Путешествия по карте»:
1. Выбор пункта назначения.
2. Выбор транспортного средства передвижения.
3. Определение маршрута по глобусу и карте (или возможные разные
пути) и прокладывание его цветными маркерами на карте.
4. Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться
в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения.
4

5.
Само
путешествие.
Познавательно-исследовательская
деятельность.
6. Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали.
Путешествия по карте можно развертывать на фоне длительного
чтения детям больших художественных произведений, поддерживающих
интерес к разным уголкам Земли и ее обитателям: «Приключения капитана
Врунгеля» А. Некрасова или «Путешествия Доктора Дулитла» X.
Лофтинга.
На последнем этапе «Путешествия по карте» можно предложить
детям составить синквейн. Синквейн происходит от франц. слова «пять».
Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл.
Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к
рассматриваемой проблеме в пяти строках.
Схема синквейна:
1 строка – существительное – ОДНО ключевое слово, определяющее
тему и содержание синквейна;
2 строка - два прилагательных – описание темы в ДВУХ словах,
характеризующих данное понятие;
3 строка – три глагола - описание действия в рамках этой темы
ТРЕМЯ словами;
4 строка - форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение,
раскрывающее суть темы. Философское или эмоциональное отношение к
ней автора;
5 строка – ОДНО слово – синоним к первому. Обычно
существительное, через которое человек выражает свои чувства,
ассоциации, связанные с данным понятием.
Пример:
Путешествие по карте
Развивающее, познавательное
Исследуем, узнаем, действуем
Знакомится с миром интересно
Исследование

5

Возможный вариант тематического планирования
НОД в течение года
(Н.А. Короткова «Образовательный процесс в группах детей
старшего дошкольного возраста»)
Месяц
неделя
Октябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Май

Вид деятельности

Тема

Путешествие по карте Поверхность земли и стороны света
Путешествие по карте Северные земли и их обитатели
Путешествие по карте Часть света – Африка (вечное лето)
Часть света – Антарктида (вечная
Путешествие по карте
зима)
Путешествие по карте Часть света - Европа
Путешествие по карте Часть света - Азия
Путешествие по карте Наша страна Россия
Путешествие по карте Часть света - Австралия
Океаны и их обитатели (подводный
Путешествие по карте
мир)
Путешествие по карте Часть света - Америка

ТЕМА: ПОВЕРХНОСТЬ ЗЕМЛИ И СТОРОНЫ СВЕТА
Для введения в тему рассмотрим с детьми глобус и физическую карту
полушарий.
Обсудим, что такое глобус, карта, что означает каждый цвет на карте.
Сравним: водные пространства (моря и океаны) и сушу (материки и
острова), виды рельефа (равнины и горы). Проясним вопросы: есть ли
дороги в океане? А если нет, как кораблю обойтись без дороги и не
заблудиться? Вспомним о компасе. Определим на карте стороны света,
найдем Северный и Южный полюсы Земли, разные части света.
Попутешествуем по карте от одной части света к другой, по выбору детей каждому предоставим возможность пройти часть маршрута с «кораблем»фломастером, оставляя на карте след - маршрут путешествия.
Раздадим детям контурные карты полушарий (или их ксерокопии),
предложим дома раскрасить голубым карандашом водные пространства и
с помощью родителей надписать части света.
ТЕМА: ОКЕАНЫ И ИХ ОБИТАТЕЛИ (ПОДВОДНЫЙ МИР)
Для введения в тему рассмотрим на карте и глобусе водные
пространства - океаны (их всего четыре — легко запомнить). Вспомним
6

путешествия по водным просторам капитана Врунгеля на яхте (из книги А.
Некрасова «Приключения капитана Врунгеля»), путешествия доктора
Дулитла под водой внутри гигантской морской улитки (из книги X.
Лофтинга «Путешествия Доктора Дулитла») или других персонажей,
известных детям из книг и мультфильмов. Если кто-то уже побывал на
море, предложим поделиться впечатлениями.
Обсудим, как можно было бы попутешествовать под водой,
посмотреть на подводный мир (подводная лодка).
Представим, что мы отправились в такое путешествие (выберем
пункт отправления и назначения, проложим маршрут на карте - через все
океаны). Обсудим, что нас ждет в пути, кого мы можем встретить.
Проверим наши предположения - рассмотрим подходящие
фотоиллюстрации подводных пейзажей (с рыбами, осьминогами, крабами,
моллюсками, колониями кораллов, зарослями водорослей и пр.). Проведем
аналогию между жизнью на суше и в подводном мире.
Понаблюдаем, что происходит в реальном «кусочке» подводного
мира - нашем аквариуме; обсудим, как дышат рыбы, как им удается
погружаться и всплывать (приспособление к среде обитания - жабры,
плавательный пузырь).
Если останется время, поиграем в подводное путешествие: построим
на ковре подводную лодку, придумаем разные приключения в пути.
ТЕМА: СЕВЕРНЫЕ ЗЕМЛИ И ИХ ОБИТАТЕЛИ
Для введения в тему вспомним сказку Г.X. Андерсена «Снежная
королева», почитаем небольшие отрывки из нее (Герда у лапландки и
финки; описание чертогов Снежной королевы).
Найдем на карте и глобусе земли Крайнего Севера - вдоль Северного
Ледовитого океана. Обсудим, почему так называется океан. Поговорим о
суровом климате, полярной ночи и северном сиянии, о северной степи тундре, ледяной пустыне, диких животных Крайнего Севера (белый
медведь, северный олень, полярная сова, ластоногие - моржи и тюлени).
Рассмотрим иллюстрации-карточки.
Вспомним, где живет Санта-Клаус (Лапландия), и найдем на карте
это место, отправимся с ним в воображаемое путешествие с подарками для
детей Крайнего Севера. Наметим на карте маршрут по северным землям и
островам. Выберем подходящий транспорт (особый корабль-ледокол,
снегоход, оленья и собачья упряжка, лодка-каяк).
Сделаем несколько остановок и посмотрим, как живут люди на
Севере, чем занимаются: выложим в ряд (на столе, на ковре) и обсудим
картины с изображениями селений оленеводов, рыболовов, охотников на
7

морского зверя; обратим внимание на типичную одежду - из меха, на
жилища - из снега, оленьих шкур (в качестве иллюстративного материала
используем фотографии, репродукции картин Рокуэлла Кента и т.п.).
Подберем и наклеим на карту полушарий маленькие картинки«метки», символизирующие природу и жизнь человека по маршруту
нашего путешествия.
Порекомендуем родителям почитать детям сказки северных народов,
помочь подобрать и наклеить «метки» Севера на контурной карте.
ТЕМА: ЧАСТЬ СВЕТА - АФРИКА
Для введения в тему вспомним доктора Айболита (из одноименной
сказки К. Чуковского) и его путешествие в Африку на реку Лимпопо.
(Для детей 7-го года жизни хорошим введением в тему будет
предварительное чтение сказки Р. Киплинга «Как Леопард стал
пятнистым». В этой сказке автор в увлекательной сюжетной форме
раскрывает вопросы, связанные с приспособлением животных к
окружающей среде. Маршрут персонажей сказки - из сухой степи в
тропический лес Африки - может стать маршрутом нашего путешествия).
Найдем на карте и глобусе часть света - Африку; вспомним, как
добирался доктор Айболит до Африки (на корабле), наметим на нашей
карте маршрут воображаемого путешествия по следам Айболита - из
России до реки Лимпопо.
Отправимся в воображаемое путешествие, сделаем несколько
остановок: в пустыне, в африканской степи, в тропическом лесу.
Рассмотрим последовательно иллюстрации этих ландшафтов с типичными
растениями и животными, жилищами и занятиями людей (бедуиныкочевники в пустыне, охотники в степи и в тропическом лесу).
Обсудим, чем замечательна Африка: какая там погода (вечное лето,
жара), какие животные и растения есть только там и нигде больше
(например, жираф и баобаб), как живут там люди, чем занимаются, какие
плоды мы привезем из своего путешествия (бананы, ананасы, кокосовые
орехи и т.п.).
Рассмотрим отдельные карточки-иллюстрации с африканскими
животными (жираф, слон, зебра, гиппопотам, крокодил, леопард, лев и
пр.). Поищем ответы на вопросы: почему у жирафа длинная шея? Зачем
слону хобот? Почему бегемот серый, а жираф, леопард, зебра - имеют
яркие пятна или полоски на шкуре? Сделаем вывод о зависимости окраски
и строения тела животных от среды обитания.

8

Наклеим на карту полушарий «метки», символизирующие животный
и растительный мир Африки (выберем самые подходящие из множества
мелких карточек).
Вернувшись из воображаемого путешествия, рассмотрим и
попробуем на вкус «привезенные» африканские плоды (реальные бананы
или ананас, или кокосовый орех).
Предложим детям дома закрасить Африку на контурной карте (одним
цветом, по собственному выбору) и наклеить подходящие картинки«метки» (что самое замечательное в Африке).
В свободное время в группе можно поиграть в путешествие по
Африке - развернуть сюжетную игру с разными приключениями.
ТЕМА: ЧАСТЬ СВЕТА - АВСТРАЛИЯ
Для введения в тему предварительно почитаем «Сказку о Старике
Кенгуру» Р. Киплинга.
Найдем на карте и глобусе часть света - Австралию, где жил Старик
Кенгуру. Отправимся в воображаемое путешествие к нему в гости
(выберем подходящий вид транспорта, например корабль, и наметим
маршрут на карте).
От берегов Австралии переместимся вглубь материка и сделаем три
остановки (последовательно рассмотрим и обсудим три иллюстрации): в
эвкалиптовом лесу, в степи, в пустыне.
Рассмотрим карточки-иллюстрации с животными Австралии:
кенгуру, медведь коала, нелетающая птица эму (похожая на африканского
страуса), дикая собака динго. Сравним их попарно: чем похожи и чем
различаются кенгуру и коала, кенгуру и птица эму и т.д. Поговорим о
приспособлении животных к среде обитания (сильные ноги у кенгуру и
эму - чтобы бегать по степи и лесу, длинные когти у коалы — чтобы лазать
по деревьям за кормом и т.п.).
Обсудим некоторые традиционные занятия австралийцев: овцеводы
(знаменитая австралийская шерсть), охотники-аборигены (рассмотрим
подходящие иллюстрации).
Наклеим на нашу карту «метки»-символы Австралии.
Покажем детям, как летает кривой охотничий нож австралийцев бумеранг (модель из картона); предложим каждому вырезать такой же из
картонных заготовок и поупражняться в бросании бумеранга (обычно это
вызывает чрезвычайный интерес детей).
Предложим дома закрасить на контурной карте Австралию (одним
цветом, по выбору) и наклеить подходящие «метки» (что самое
замечательное в Австралии).
9

Заметим, что уже после первой сюжетной игры со взрослым по
мотивам воображаемого путешествия по карте, дети, как правило, сами
предлагают после занятия поиграть в путешествие «по-настоящему»
(например построить корабль и пр., распределить роли, придумать
приключения в пути). Воспитателю остается лишь поддержать эту
инициативу и принять участие в игре.
ТЕМА: ЧАСТЬ СВЕТА - АНТАРКТИДА
Для введения в тему предварительно почитаем несколько коротких
рассказов из книжки Г. Снегирева «Про пингвинов».
Найдем на карте и глобусе часть света - Антарктиду и Южный полюс
Земли в центре материка. Отправимся в воображаемую экспедицию к
берегам Антарктиды, чтобы узнать все про пингвинов (наметим маршрут
на карте).
Первая остановка - у берегов Антарктиды: рассмотрим картины
ландшафтов - ледяная пустыня, вечная зима. Обсудим, что такое айсберги
(ледяные острова), откуда они берутся; кто такой пингвин - птица или
зверь, почему мы считаем пингвина птицей, есть ли еще птицы, которые
не летают.
Отправимся вглубь материка; подумаем, встретим ли мы там зверей и
людей. Рассмотрим иллюстрации (необитаемая земля, полярные станции),
узнаем, чем занимаются и как живут зимовщики-полярники.
Выберем «метки»-символы для Антарктиды и наклеим их на карту.
Предложим детям дома закрасить на своей контурной карте
Антарктиду (одним цветом, по выбору) и наклеить подходящие «метки»
(что самое замечательное в Антарктиде).
ТЕМА: ЧАСТЬ СВЕТА - АМЕРИКА
Для введения в тему прочитаем стихотворение Р. Киплинга «На
далекой Амазонке...» (в переводе С. Маршака) или послушаем песню В.
Берковского и М. Синельникова на эти стихи.
Найдем на карте и глобусе реку Амазонку, выясним, в какой части
света она находится - в Америке. Рассмотрим эту часть света,
вытянувшуюся с севера на юг, состоящую из Северной и Южной Америки.
Наметим маршрут воображаемого путешествия (из Ливерпульской
гавани в Южную Америку - на Амазонку, а затем в Северную Америку).
Первая остановка: джунгли Амазонки. Рассмотрим ландшафтные
иллюстрации и карточки с изображением животных (ягуар, крокодил,
броненосец, черепаха, рыбки-пираньи и пр.). Обсудим, есть ли такие
животные в других частях света, поищем сходство и различия (броненосец
10

- черепаха, ягуар - тигр). Поговорим о том, как живут люди в джунглях
(индейцы-охотники), также проведем аналогии с другими частями света.
Вторая остановка - в Северной Америке. Рассмотрим большие
ландшафтные иллюстрации (пустыни с гигантскими кактусами, леса и
степи-прерии; вигвамы индейцев-охотников, ранчо пастухов-ковбоев), а
также карточки с изображениями животных и растений (американский
клен, стада бизонов и пр.). Поговорим о больших современных городах
Северной Америки, рассмотрим фотоиллюстрации (небоскребы НьюЙорка), сравним их с нашим городом.
Обсудим, что замечательного есть в Америке, отличающее ее от
других частей света (например, индейцы и ковбои, бизоны и ягуары и т.п.).
Выберем и наклеим соответствующие «метки»-символы на карту.
Предложим дома закрасить Америку на контурной карте (одним цветом,
по выбору) и наклеить «метки» (что самое замечательное в Америке).
ТЕМА: ЧАСТЬ СВЕТА - АЗИЯ
Для введения в тему вспомним историю о Маугли (Р. Киплинг
«Маугли»). Найдем на карте и глобусе еще одну часть света - Азию.
Предложим детям отправиться в воображаемое путешествие в далекую
азиатскую страну Индию, где жил Маугли. Наметим на карте маршрут сухопутный или морской.
(Смысловым фоном для путешествия в Азию могут быть и другие
художественные произведения: «Рави и Шаши» С. Баруздина, «РиккиТикки-Тави» Р. Киплинга.)
Сделаем первую остановку в горах (рассмотрим фотоиллюстрации
ландшафтов или репродукции картин Н. Рериха, карточки с
изображениями горных животных). Вторая остановка - джунгли Маугли
(рассмотрим иллюстрации - ландшафт и животные: тигры, слоны,
пантеры, шакалы и пр.). Поищем аналоги азиатским животным в других
частях света (сравним разных кошачьих, африканского и индийского слона
и т.п.). Рассмотрим и обсудим иллюстрации: в каких селениях и городах
живут люди, чем они занимаются, каким продуктом знаменита Индия
(индийский чай).
Выберем и наклеим на карту подходящие «метки»-символы
(например: тигр, пантера, рабочий слон и т.п.).
В конце занятия займемся практическим исследованием: сравним чай
из нескольких пачек - черный и зеленый, мелко- и крупнолистовой.
Заварим и сравним на вкус зеленый и черный чай.
Напомним детям, что дома они могут закрасить Азию на контурной
карте, найти и наклеить подходящие «метки».
11

ТЕМА: ЧАСТЬ СВЕТА - ЕВРОПА
Предложим детям путешествие еще в одну часть света, самую
маленькую из всех - Европу. Найдем ее на карте и глобусе. Отправимся в
знаменитый европейский город - Париж.
Наметим маршрут на карте, выберем подходящий транспорт, чтобы
все увидеть (поезд, автобус).
Выложим ряд из шести-семи иллюстраций (природные ландшафты
умеренных широт с лесами и спокойными реками, культурные ландшафты
- возделанные поля, села и небольшие города и в конце - вид Парижа с
Эйфелевой башней), рассмотрим их.
Обсудим, какие здесь растут деревья, какие животные обитают
(рассмотрим небольшие карточки-иллюстрации); чем похожи и чем
отличаются эти места от виденного в других частях света; где живут люди
(в городах и селах), чем занимаются (земледелием, разведением домашних
животных, работают на фабриках и заводах и т.п). Придем к выводу, что
природа и жизнь людей очень похожи на жизнь в нашей стране.
Поместим на карте «метки»-символы Европы (природные - например
лиственные деревья, лисица, заяц, благородный олень, волк; культурные типичные городские и промышленные здания).
Предложим детям дома закрасить Европу на контурной карте,
подобрать и наклеить подходящие «метки».
ТЕМА: НАША СТРАНА - РОССИЯ
Эту тему можно развернуть в период чтения повести А. Гайдара «Чук
и Гек» или повести в стихах С. Маршака «Веселое путешествие от «А» до
«Я».
Для введения в тему предложим детям рассмотреть политическую
карту мира (сравним ее с нашей, уже заполненной физической картой).
Обсудим, что означает «цветная мозаика» на изображении каждой части
света (разные страны). Поговорим о том, что такое страна, как называется
наша родная страна, найдем ее на политической карте мира и нанесем приблизительно ее контуры на физическую карту, с которой мы все время
работали.
Выясним, что наша страна очень велика и занимает часть Европы и
часть Азии. Обнаружим, что мы уже кое-что знаем о ее природе и
обитателях (заполненные «метками» европейская часть, Крайний Север).
Отправимся в воображаемое путешествие по России. Наметим на
карте маршрут - на восток от Москвы (главного города страны, столицы)
до Тихого океана, в город Владивосток; выберем транспорт - поезд
(вспомним путешествие Чука и Гека из повести А. Гайдара).
12

Сделаем три остановки в пути. Первая - до Уральских гор
(рассмотрим уже известный европейский ландшафт, вспомним его
обитателей). Вторая - после Уральских гор, в Сибири (рассмотрим
таежный ландшафт, небольшие карточки с изображениями обитателей
тайги - медведем, бурундуком, соболем, еще одной кошкой - рысью и пр.).
Сравним листопадный и хвойный леса (сходство и различие). Обсудим,
чем издавна занимаются люди, живущие в Сибири (охота, добыча
полезных ископаемых, лесоразработки). Третья остановка - на Дальнем
Востоке, у Тихого океана. Рассмотрим иллюстрации: сравним картину
природы с уже знакомыми ландшафтами (похоже и на тайгу, и на
джунгли, даже тигры тут живут). Выясним, чем занимаются здесь люди
(мореплавание и рыболовство, охота).
Выберем подходящие «метки»-символы для Сибири и Дальнего
Востока, наклеим их на нашу карту.
Рассмотрим карточки с изображениями флагов России и других стран
(наиболее известных детям). Обсудим, что это такое, сравним флаги
(сходство, различие, смысл символики и т.п.). Наклеим на нашу карту флаг
России. Рассмотрим герб России и поговорим о его символическом
значении.
Предложим детям дома подобрать и наклеить на контурную карту
подходящие «метки» Сибири и Дальнего Востока, нарисовать или
наклеить флажок - аналог государственного флага нашей страны и
принести карты в детский сад. Рассмотрим, какие получились карты, какие
«метки» самые интересные.

13

Конструкт интегрированной непосредственно образовательной
деятельности с использованием технологии «Путешествие по карте»
Тема: Путешествие по городу Красноуфимск
Возрастная группа: Старший дошкольный возраст
Форма совместной деятельности: Интегрированное занятие
Форма организации: групповая
Учебно-методический комплект: От рождения до школы / Под ред.
Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, ОП «Мы живем на
Урале» Толстикова О.В., Савельева О.В.
Средства:
Мультимедийные – слайды с изображением природных объектов и
достопримечательностей города Красноуфимска.
Литературные: загадка о городе.
Оборудование: магнитофон, ватман, холофайбер, клей, шаблоны
домов, моста, деревьев, рыб, птиц.
Предварительная работа: посещение музея, ЦКИД, экскурсия на
реку Уфа.
Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить детей с картой г. Красноуфимска.
2. Систематизировать и обобщить знания воспитанников о родном
городе и истории его возникновения.
3. Продолжать учить детей строить полные, развернутые
предложения в беседе с воспитателем и воспитанниками.
4. Закреплять знания и навыки работы в нетрадиционной технике
рисования «коллаж».
Развивающие:
1. Развивать у детей интерес к родному городу: к улицам, районам,
достопримечательностям,
культурным
учреждениям,
памятникам
зодчества.
2. Развивать творческие способности детей, поддерживать
проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство гордости, бережное отношение к природе
родного края.
2. Формировать духовно-нравственное отношение и чувство
сопричастности к детскому саду, городу, родному краю своего народа.
14

Этапы совместной
Содержание деятельности педагога
деятельности
Музыкальный
руководитель:
Здравствуйте,
1. Выбор пункта
ребята. Скажите, чем вы любите заниматься? А вот я
назначения
очень люблю путешествовать и хочу пригласить вас
сегодня отправиться со мной в воображаемое
путешествие. Хотите? А куда мы с вами попадем, вы
узнаете, отгадав загадку:
Расширяясь год от года,
Так растет и строится,
Что в черте его дорога
Улицей становится. (Город)
МР: Да, мы сегодня совершим воображаемое
путешествие
по
нашему
родному
городу
Красноуфимску.
Раздается стук в двери, входит журналист.
Журналист: Здравствуйте, ребята, меня зовут
Светлана Петровна Умникова, я журналист из
Москвы, работаю в журнале «Наша Родина».
Надеюсь, вы знаете, чем занимаются журналисты?
(ответы детей)
МР: Да, конечно, мы знаем, что журналист – это тот,
кто собирает информацию по какой-то теме, пишет
статьи, сопровождает их фотографиями, рисунками.
А что привело вас к нам?
Ж: Дело в том, что я пишу статьи о городах нашей
большой Родины. Мой главный редактор поручил
мне написать статью о вашем чудесном городке. И
вот я здесь. Посмотрите, у меня есть уже несколько
фотографий мест вашего города для статьи
(показывает фотографии, спрашивает, знакомы ли
им эти места: вокзал, стадион, ЦКИД. (Ответы
детей).
Но я побывала не везде, город ваш знаю очень
плохо, и я заблудилась, и не знаю, куда мне нужно
идти дальше, и где искать нужные места... Вы мне
поможете?
МР: Конечно, мы готовы вам помочь. Правда,
15

ребята?
Но, согласитесь, что Красноуфимск – достаточно
большой город, в нём много улиц и переулков.
Ориентироваться в таком городе очень сложно,
особенно тем, кто приехал сюда в первый раз.
Ребята, а что же может помочь гостю
сориентироваться? (ответы детей) (Карта города)
МР: Мало карту иметь, нужно ещё уметь её читать и
понимать условные знаки. С картой мы работать уже
умеем, но сегодня у нас карта необычная, давайте
все вместе ее рассмотрим (подходят к столу,
рассматривают карту).
МР: Это карта нашего города Красноуфимска. На
2. Определение
маршрута по карте ней отмечен и наш район, он обведён красной
линией. Покажите его, как он называется? Почему
и прокладывание
его так назвали? (учебное хозяйство) На какой улице
его цветными
он находится? А вы знаете, почему так назвали эту
маркерами по
улицу? (потому что, если проехать до конца улицы
карте
Буткинской, то можно увидеть озеро Бутки). А вы
знаете, что это озеро является природоохраняемым
объектом, там водятся цапли, утки, в самом озере
проживают караси, окуни и другие рыбы. Давайте
приклеим картинки с их изображением на нашу
карту. (Приклеивают)
Ж: А что значит – природоохраняемый объект? (В
этом месте запрещено мусорить, мыть машину,
ловить птиц.)
МР: Давайте найдём на улице Буткинской наш
детский сад? (вот он, чтоб его было лучше видно,
приклеим фотографию нашего детского сада на
карту) Уважаемая Светлана Петровна, а какие места
в нашем городе вас интересуют, где вам еще не
удалось побывать?
Ж: Меня интересуют: (смотрит в записную
книжку) Мост через реку Уфа и ваш знаменитый
краеведческий музей.
МР: Ребята, давайте найдём на карте эти 2 места и
отметим их фотографиями (дети находят,
выбирают нужные маленькие фотографии, а
16

3. Само
путешествие

большие дарят журналисту).
Какое место ближе к нашему детскому саду?
Давайте проложим стрелочками маршрут, по
которому мы отправимся к реке Уфе: идем по
Буткинской, сворачиваем на Варгина, идем по
переулку Буткинскому, пересекаем проезжую часть,
идем по ул. Мостовой (стикерами-стрелочками
прокладывают маршрут от садика до моста).
Ж: Раз это близко, то значит, можно дойти пешком,
заодно и прогуляемся по вашему микрорайону
Учхоз.
Танец «Прогулка» диск 1 № 48 «Зайчики» муз. Ю.
Рожавской
Садятся на стульчики перед экраном.
МР: А вот и мост через реку Уфа. (1 слайд).
МР: Наш мост не всегда выглядел так, как он
выглядит сейчас. Вначале он был вот таким –
деревянным, а позже сделали уже вот такой,
железобетонный, чтобы по нему могли ездить
большие «камазы» с грузом. (2-3-4 слайд)
Ж: Ребята, а, как люди отдыхают у реки.
Ответы детей:
1. Наша река Уфа очень красива в любое время года.
Зимой она покрывается льдом и люди переходят с
одного берега реки на другой по льду. А еще в
январе ниже моста вырубают купель и горожане
приходят в Крещение сюда купаться. Мы это видели
на экскурсии.
2. Летом на пляже у реки собирается много
красноуфимцев и гостей города, чтобы отдохнуть у
реки: покупаться, позагорать, а также половить
рыбу. (5-6-7слайд)
МР: Дима сказал, что у нас из реки ловят рыбу,
давайте это отметим на нашей карте (дети
приклеивают на реку рыбу).
Ж: Я думаю, что такое красивое место нужно беречь
и охранять.
МР: Да, и про это наши ребята споют экологические
частушки.
17

Экологические частушки
1. Каролина
Мы – веселые ребята,
Из детсада №6.
Пропоем мы вам частушки,
И расскажем все, как есть!
2. Сема
Говорят, мы дошколята,
Ничего не можем.
А мы мусор уберем,
и городу поможем.
3. Марина
Мусор я убрать могу,
На Уфе на берегу.
Пусть с меня берет пример
Городской наш дядя МЭР!
4.
Вместе
Берегите город наш,
Дружно, хором просим Вас!
Чтоб потом не убирать,
Мусор нужно не бросать!
Ж: Совершенно с вами согласна – мусор нужно не
бросать!
МР: А сейчас давайте попробуем проложить
маршрут от моста до музея. (Стикерами отмечают
маршрут.) Далеко ли нам идти? (ответы детей).
Тогда, может, мы поедем? А на чем? Занимайте
места в автобусе.
В пути нам поможет весёлая песня: №4, 1990 год
«Автобус» муз. и сл. Л. Вахрушевой. (идут по
кругу, поют песню).
МР: Остановка «Музей». (8 слайд)
Ж: А вы знаете, что такое музей? Вы там были на
экскурсии? Расскажите, ребята, чем знаменит ваш
музей, что интересного там можно увидеть?
1. Наш музей знаменит своими экспонатами. Мы
видели …
2. А еще мы посетили выставку наших
18

4. Рефлексия

Красноуфимских художников. В своих картинах они
рисуют людей Красноуфимска и местную природу,
очень красивые пейзажи: леса, поля, реки. (9-1011слайд)
Ж: Какие чудесные картины рисуют ваши
художники, как бы я хотела тоже получить в
подарок такую картину, на память о вашем чудесном
городе.
МР: Ребята, а мы можем Светлане Петровне сделать
такой подарок? Посмотрите, на столе приготовлен
различный материал, что мы можем из него сделать?
Мы сейчас с вами вместе создадим картину для
нашей гостьи в технике «коллаж», на которой будет
изображен зимний пейзаж: наша река Уфа, дома,
деревья. Светлана Петровна, а вы присоединяйтесь,
вам будет тоже интересно поучаствовать.
Коллаж «Зимний пейзаж»
Самостоятельная деятельность детей. Детям
предлагается разный материал для работы. На
задний план дети клеят деревья, дома и т.д. на
передний план клеят мост с транспортом, берег
оформляют песком и холофайбером. Под музыку
«Зима» дети собирают коллаж.
(Дети дарят коллаж журналисту, показывают
гостям)
Ж: Спасибо вам за такой чудесный подарок, буду
вспоминать ваш чудесный Красноуфимск! Я собрала
очень хороший материал для статьи о вашем городе,
большое вам спасибо. До свидания, до новых встреч.
(Уходит)
МР: Вам понравилось наше путешествие по карте?
Где мы побывали? Что вам особенно запомнилось?
В нашем городе еще очень много интересных мест,
куда вы можете сходить в выходные с родителями.
А я хочу вам на память о сегодняшнем путешествии
подарить вот такие блокнотики с изображением еще
одной достопримечательности нашего города –
паровоз, который находится по ул. Сухобского.
19

5. Открытость

МР: Карту нашего города мы с вами заберем в
группу, будем с ней работать дальше, будем
путешествовать в другие неизвестные нам районы,
будем
знакомиться
с
другими
достопримечательностями и природными объектами
города Красноуфимска.
А сейчас нам нужно возвращаться к нашим гостям и
приглашать их на чай очень хорошей песней, в ней
мы расскажем, какой любимый напиток у всех
красноуфимцев.
Песня «Приглашаем на чай»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организации непосредственно образовательной деятельности с
детьми
Тема: «В гости на Родину кенгуру - Австралию»
Возрастная группа: дети седьмого года жизни
Форма НОД: Познавательно-исследовательская деятельность,
технология «Путешествие по карте»
Форма организации: групповая, индивидуальная
Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить детей с частью света – Австралией: с её
ландшафтом, с занятиями людей (овцеводство, охотники-аборигены), с
животными, населяющими материк.
2. Учить детей составлению синквейнов.
3. Обогатить представление детей о видах транспорта.
Развивающие:
1. Развивать у детей географические представления о земном шаре,
материках через знакомство с картой.
2. Совершенствовать речь детей, умение свободно и четко
высказывать свои мысли.
3. Развивать познавательную активность детей, используя разные
информационные средства (эксперимент, книги, беседы, споры).
Воспитательные:
1. Воспитывать уважительное и бережное отношение к животному
миру.
20

Средства:
Мультимедийные – компьютерная презентация «Путешествие в
Австралию».
Оборудование – карта для детей «Животный и растительный мир
земли», контурные карты на каждого ребенка, иллюстрации видов
транспорта, карточки с изображением типичных представителей флоры и
фауны разных частей света (демонстрационный материал), цветные
флажки для «прокладывания» маршрута на карте, бумажные бумеранги
«оригами» по количеству детей.
Музыкальные – звук взлета самолета.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы:
сказка Р. Киплинга «Приключение старого кенгуру»; А. Макалистер «Вот
ты где, Вамбатик», «Про коалу Ушастика, черепаху Сарли и КарроингиЭму».
Планируемый результат:

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослым.

Использует речь для выражения своих мыслей, чувств и
желаний.

Проявляет любознательность.

Использует речь для выражения своих мыслей.

Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои
знания и умения.

Использует речь для выражения своих мыслей, чувств и
желаний.

Может использовать речь для выражения своих мыслей и
чувств.

Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои
знания и умения.
Этапы
деятельности
1. Выбор пункта
назначения

Содержание деятельности
В: Ребята, посмотрите, что эта за бутылка у нас лежит.
Там внутри что-то есть. Как вы думаете, что там?
В: Наверно там письмо, давайте прочитаем.
(Здравствуйте, ребята. Пишет вам кенгуру, я живу на
самом большом и красивом острове в далекой
А…(размыто водой). Я приглашаю вас к себе в гости
познакомиться с нашим растительным и животным
миром. Приезжайте. Ваш кенгуру)
21

2. Высказывание
предположений о
том, что и кто
может
встретиться в
пути, что дети
знают о пункте
назначения
3. Определение
маршрута по
глобусу и/или
карте и
прокладывание
его цветными
маркерами или
флажками на
карте
4. Выбор
транспортного
средства
передвижения

И так из письма понятно, что нас в гости приглашает
кенгуру. Но часть письма размыта, и не понятно где
живет кенгуру. Где нам его найти, ведь в нашей стране
не водится кенгуру? Ребята, а где можно встретить
кенгуру?
Если дети затрудняются с ответом, то можно
предложить им рассмотреть карту для детей
«Животный и растительный мир земли».
В: А давайте проверим. Подойдем к карте, рассмотрим
её, да кенгуру обитает в Австралии.
В: Как вы думаете, а кто еще обитает в Австралии?
Ребята, а кто-нибудь из вас был в Австралии? А хотите
побывать?
Давайте мы сейчас отправимся на Родину этого
животного.

В: Ребята, а давайте с вами наметим маршрут нашего
путешествия. Итак, сначала надо найти место, где мы
находимся с вами сейчас – это будет «пункт
отправления». Где мы живем? Как Урал обозначен на
карте?
В: Давайте найдем Уральские горы и на это место
прикрепим флажок. Далее надо найти Австралию – это
пункт прибытия, снова крепим флажок.
А теперь «прокладываем» маршрут флажками на карте
от пункта отправления до пункта прибытия
В: Ребята, а как вы думаете, на каком транспорте мы
можем добраться до Австралии?
Давайте подумаем и порассуждаем.
В: Может на машине?
Ответы детей: Нас много, в машину не влезем. Может
на автобусе.
В: Может на поезде? А мы сможем на поезде добраться
до самой Австралии?
Ответы детей: Нет, только по суше, дальше океан,
значит, поплывем на корабле.
В: Может на лодке? Почему, нет? А на корабле?
А на каком транспорте добраться до Австралии будет
быстрее всего?
22

Ответы детей: На самолете.
В: Давайте тогда с вами и полетим на самолете.

Представьте, что мы в аэропорту на борту самолета и
готовимся к отлету. Пристегнули все ремни
безопасности, во время взлета и набора высоты нельзя
вставать с мест и отстегивать ремни безопасности.
А во время полета мы с вами поиграем:
В понедельник или в среду (вращаем руки – моторы)
Мы в Австралию поедем!
(взмахи руками)
Подружимся с Кенгуру,
(руки в замке)
Поиграем с ним в игру (хлопки ладошками по коленкам
поочередно каждой рукой)
Мышцы с ним по напрягаем,
(пальчики тянем, не
разжимая)
Попугаев попугаем! (руки разжимаются и сжимаются)
По тропинкам по горячим,
(бежим пальчиками по
столу)
Побежим мы и поскачем!
(топаем ногами)
В: Вот мы с вами и долетели до берегов Австралии
5. Само
(показ презентации).
путешествие.
Австралия – самый большой в мире остров и самый
Познавательноисследовательска маленький континент. Её берега омываются Индийским
океаном и Тихим океаном.
я деятельность
Сейчас мы познакомимся с растительностью Австралии.
Эвкалиптовые леса Австралии насчитывают до 600
разных видов эвкалиптовых деревьев.
Эвкалипт - это дерево поражает своим огромным
размером, высота его достигает 100 и более метров.
Можно сказать, что это дерево «зеленый великан»,
например как 25 этажный дом. Эвкалипт очень быстро
растет. За один только год это дерево вырастает почти на
5 метров.
Это удивительное дерево, так как на разных ветвях
растут листья различной формы. На молодых ветвях
листья округлой формы, а на ветвях постарше листья
жесткие продолговатой формы. При чем, эти листья
всегда повернуты ребром к солнцу. Благодаря этому
23

дерево долго может сохранить в себе влагу. Это дерево
настоящий водохлёб. Эвкалипт вечнозеленое растение
(как наша елка), но раз в году он меняет кору. После
жаркого лета, кора становится бурой, она отходит от
древесины ствола и опадает на землю. После этого ствол
становится гладким и отсвечивает различными цветами
радуги.
Австралия – одно из наиболее засушливых мест на
Земле, поэтому многие растения приспособились с этим
бороться. Есть деревья, которые научились накапливать
влагу внутри себя, называется Бутылочное дерево.
А как вы думаете, почему оно так называется? Ствол
стал похож на толстую бутылку, а сучья начинаются
очень высоко, часто напоминая корни. Вот за этот ствол
деревья и называют «бутылочными». Его ствол,
достигающий в высоту 15 м, расширяется внизу до 1,5-2
м.
Физминутка «Станем мы деревьями»
Станем мы деревьями сильными, большими. (Ноги на
ширине плеч)
Ноги – это корни, их поставим шире.
Чтоб держали дерево (Ставят один кулак на другой)
Падать не давали, (Наклоняются, складывают ладони
чашечкой)
Из глубин подземных воду доставали.
Наше тело – прочный ствол, (Проводят ладонями вдоль
тела вниз)
Он чуть-чуть качается. (Покачиваются из стороны в
сторону)
И своей верхушкой (Складывают ладони шалашиком)
В небо упирается (Поднимают соединённые руки над
головой)
Наши руки – ветки (Раскрывают ладони, разводят
пальцы в стороны)
Крону образуют. (Смыкают пальцы)
Вместе им не страшно, (Качают головой)
Если ветры дуют. (Качают поднятыми руками)
В: А сейчас мы познакомимся с животными Австралии,
давайте рассмотрим карточки-иллюстрации.
Кенгуру
В: Педагог рассказывает стихотворение А. Усачева:
Заброшена Австралия почти на край Земли,
24

Поэтому Австралию не так давно нашли.
А чтоб не потеряли их на век или на сутки,
Все жители Австралии с собою носят сумки.
Большие или маленькие, авоськи или сетки,
Ведь важно, чтобы маленькие не потерялись детки.
Какое животное носит с собою сумку?
Что вы знаете о кенгуру? Как он передвигается? Как
выглядит? Как ухаживает за детенышами? Чем питается?
Ответы детей: Кенгуру передвигается скачками на
задних лапах, которые крупнее и сильнее, чем передние
конечности. Если кенгуру никуда не торопится, то
передвигается на четырёх лапах. Хвост длинный,
толстый у основания. Во время прыжка он служит
балансиром, а в спокойном состоянии – как опора.
Кенгуру сумчатое животное. Рождается один или два
детеныша, которые 6-8 мес. проводят в сумке у мамы.
Травоядное животное.
Дикая собака Динго. (Встали со стульчиков,
рассматриваем картинки с собаками.)
В: Как выглядит? Д/игра: «Найди собаку Динго»
Ответы детей: Это дикая собака. В Австралии
запрещено держать Динго в качестве домашних
животных. Она не умеет лаять, но способно рычать и
выть.
Это хищное животное, питается кенгуру, ящерицами,
птицами, кроликами. Но любит и овец, поэтому
австралийские фермеры ведут с ними борьбу.
Коала. (Рассказ ребенка) Это не медведь. Его так
называют за внешнюю схожесть с мишкой, а также
неуклюжесть. Крупное упитанное тельце покрыто серым
мягким мехом. Мордочка круглая, уши тоже
«закругленные», глаза пуговки, кожистый черный нос.
Длинные и сильные когти. Помогают лазать по деревьям
и постоять за себя.
Коала проводит всю свою жизнь на деревьях – в
эвкалиптовых лесах. Питается листьями эвкалипта.
Зря энергию не тратит, много спит – 18 часов в день.
Очень медленно перемещается, но может прыгать с
дерева на дерево.
Родившийся детеныш первые месяцы проводит у мамы в
сумке. Но и когда подрастет, он не расстается с мамой, а
перебирается к ней на спину.
25

6. Подведение
итогов, проверка
предположений,

Эму. (Рассказ ребенка) Это птица, внешне походит на
страуса. Есть небольшие крылья, ноги длинные, на
каждой по три пальца с острыми когтями. Это помогает
птице защищаться от врагов, и бегать по пустыне и
степи.
У эму нет зубов, поэтому он глотает камни, осколки
стекла, кусочки металла для измельчения пищи в
желудке.
Самка эму откладывает 7-8 яиц и все родительские
заботы передает самцу. Самец строит гнездо из веток и
травы, потом в течении 60 дней высиживает яйца, и не
встает с гнезда ни на минутку. После вылупления
птенцов он заботится и охраняет их.
Д/игра: «Четвертый лишний». Инструкция для
играющих: Посмотрите здесь нарисованы 4 картинки, 3
из них подходят друг другу, их можно назвать одним
словом, а 4-ая лишняя. Какая? Почему ты так думаешь?
(показ слайда с изображением бумеранга)
В: Посмотрите, что это? Для чего используется?
Ответы детей
На самом деле, бумеранг - это изогнутая пластина, одна
из разновидностей метательной дубинки, охотничье
оружие.
Австралийские аборигены (первые обитатели материка)
для охоты изобрели снаряд - возвращающийся бумеранг.
Некоторые ученые считают, что австралийские
аборигены первоначально применяли бумеранги, что бы
загонять в сети морских птиц.
Обычно, бумеранг имеет форму банана, но может быть в
форме звезды и буквы «Н».
Как им пользоваться?
В: Ребята посмотрите, какой у меня есть бумеранг, он
сделан из бумаги (оригами); давайте поупражняемся в
бросании бумеранга (Дети упражняются в бросании
бумажных бумерангов).
Давайте мы с вами вечером попробуем сделать такой же
каждому и раскрасим на свой вкус, и даже устроим
конкурс на лучший полёт бумеранга.
В: Ребята, думаю, что вам понравилось наше
путешествие. А что вам больше всего понравилось, что
вы узнали нового?
А куда бы вы ещё хотели попутешествовать?
26

что нового
узнали.
Составление
синквейна.

7. Открытость

В: Давайте на прощание нашего путешествия составим
синквейн об Австралии.
Что такое синквейн?
(СИНКВЕЙН происходит от франц. слова «пять». Это
стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы,
но есть смысл. Он учит осмысленно использовать
понятия и определять свое отношение к рассматриваемой
проблеме в пяти строках. Все о чем мы с вами говорили
нужно представить в 5 строках.)
Про кого будем придумывать?
Схема синквейна:
1 строка – существительное – ОДНО ключевое слово,
определяющее тему и содержание синквейна;
2 строка - два прилагательных – описание темы в ДВУХ
словах, характеризующих данное понятие;
3 строка – три глагола - описание действия в рамках этой
темы ТРЕМЯ словами;
4 строка - форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое
предложение, раскрывающее суть темы. Философское
или эмоциональное отношение к ней автора;
5 строка – ОДНО слово – синоним к первому. Обычно
существительное, через которое человек выражает свои
чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Пример: Кенгуру
Быстрый, забавный
Прыгает, питается, живет
Носит своего детеныша в сумке
Млекопитающийся
В: Посмотрите, какой сундучок интересный. Давайте
посмотрим, что там (контурные карты).
Ребята, я предлагаю вам дома вместе с родителями или в
группе закрасить на контурной карте Австралию (одним
цветом, по выбору) и наклеить подходящие «метки».

27

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».