Методическое пособие "Путешествие по реке времени"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 6 с приоритетным
осуществлением деятельности по физическому
направлению развития воспитанников»

Путешествие по реке времени –
Современная форма непосредственной
образовательной деятельности старшего
дошкольного возраста в ДОО
методическое пособие
для педагогов дошкольных образовательных организаций

г. Красноуфимск
2020 год

Методическое пособие «Путешествие по реке времени современная форма непосредственной образовательной деятельности
старшего дошкольного возраста в ДОО» содержит теоретический
материал и практический опыт работы педагогов МБДОУ детский сад 6
по
использованию
современной
формы
непосредственной
образовательной деятельности старшего дошкольного возраста
«Путешествие по реке времени» в дошкольной образовательной
организации. При написании методического пособия использовались
материалы Н.А.Коротковой «Образовательный процесс в группах детей
старшего дошкольного возраста».

Методическое пособие «Путешествие по карте - современная форма
непосредственной образовательной деятельности старшего дошкольного
возраста в ДОО» адресовано педагогическим работникам системы
дошкольного образования Свердловской области.

Составители:
Тихонова Татьяна Викторовна, воспитатель МАДОУ детский сад 6,
ГО Красноуфимск.
Дубакова Елена Владимировна, музыкальный руководитель
МАДОУ детский сад 6, ГО Красноуфимск.
Комина Анна Александровна, заместитель заведующего МАДОУ
детский сад 6, ГО Красноуфимск.
Рецензент: Истратова О.Ю., воспитатель МАДОУ детский сад 6,
ГО Красноуфимск.

© Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 6 с
приоритетным осуществлением деятельности по физическому
направлению развития воспитанников»

Познавательно-исследовательская
деятельность
впрямую
направлена на постижение устройства вещей, связей между явлениями
окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу
представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное)
экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется
восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету,
форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные
действия.
В период дошкольного детства «островки» познавательноисследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную
деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий,
опробования
возможностей
любого
нового
материала.
Присоединяющиеся к действию образ-символ и слово позволяют ребенку
перейти от внешнего, действенного экспериментирования с вещами к
вербальному исследовательскому поведению, рассуждению о возможных
(представляемых) связях и отношениях вещей.
К
старшему
дошкольному
возрасту
познавательноисследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность
ребенка со своими - познавательными — мотивами, осознанным
намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире,
упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни. В старшем
дошкольном возрасте ребенок начинает осваивать нормативно-знаковые
средства (письменную речь и математические числовые знаки), которые
обеспечивают все больший отрыв от наличной ситуации и дальнейший
переход к исследованию во внутреннем, мысленном плане. Весь этот
процесс вычленения познавательно-исследовательской деятельности
тесно связан с этапами развития детского мышления в онтогенезе: от
наглядно-действенного к наглядно-образному и элементарному
логическому мышлению.
Чем старше становится ребенок, тем в большей степени
познавательно-исследовательская деятельность включает все средства ее
осуществления и, соответственно, разные психические функции,
выступая как сложное переплетение действия, образа, слова (восприятия,
мышления, речи). Исследовательская активность ребенка смещается с
окружающих его вещей к более отвлеченным предметам, не входящим в
его непосредственный опыт.
Познавательно-исследовательская
деятельность
(или
исследовательское поведение) старшего дошкольника в естественной
форме
проявляется
в
виде
так
называемого
детского

экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?..).
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной
познавательно-исследовательской деятельности, ребенок, с одной
стороны, расширяет свои представления о мире, с другой - овладевает
основополагающими культурными формами упорядочения опыта:
причинно-следственными, родо-видовыми, пространственными и
временными отношениями, позволяющими связывать отдельные
представления в целостную картину мира.
Короткова Н.А.: «Путешествие по реке времени» - освоение
временных отношений (представления об историческом времени - от
прошлого к настоящему, на примерах материальной цивилизации:
история жилища, транспорта и т. п.).
Для путешествий во времени нужна своего рода карта-панно,
опредмечивающая метафору «река времени», символизирующая
линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему.
Это длинный бумажный лист (например, обои или склеенные листы
ватмана, размером 50 х 160 см или 60 х 180 см), на котором полосой
синего цвета (во всю длину) обозначена «река времени». Вдоль «реки
времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно
понятными детям названиями, например: «древность» - «старина» «наше время» (в соответствии с условными этапами человеческой истории: древний мир первобытных людей, мир средневековья,
современный мир).
На взгляд Коротковой Н.А., этого достаточно, чтобы дать понять
дошкольникам, что когда-то жизнь человека была совершенно иной, что
рукотворный мир изменялся со временем от простого к сложному.
Намеченные условные «остановки» как раз позволяют ребенку
почувствовать эти существенные различия. Нет смысла запутывать
дошкольников деталями и строгими определениями исторических периодов из школьного курса. Если же у детей возникают вопросы по поводу
каких-либо исторических реалий, воспитатель может предложить
дополнительные «остановки» (например, найти место на «реке времени»
для великих культур древнего мира).
Воспитатель заранее наклеивает на панно небольшие иллюстрации
(размером примерно в половину стандартного листа формата А4) «метки» каждой остановки во времени. Такими символами-«метками»

могут быть изображения человека в типичной для исторической эпохи
среде (например, кочевники у костра и шалаша, жители средневекового
города-крепости, обитатели современного города).
В качестве отправного момента для всего цикла путешествий во
времени и введения метафоры «река времени» можно использовать
события, происходящие в повести-сказке Д. Биссета «Путешествие
дядюшки Тик-Так» (предварительно прочитав ее детям). Воспитатель
демонстрирует заготовленное панно с первоначальными «метками»
остановок и предлагает попутешествовать в прошлое по «реке времени»,
задавшись вопросом: «Что бы мы там увидели?»
Начать следует с самого доступного для дошкольника - обсуждения,
в каких жилищах мы живем сейчас и в каких обитали люди раньше в «старину», и еще раньше - в «древности». Из множества небольших
иллюстраций-вырезок взрослый и дети выбирают подходящие и
наклеивают на соответствующих «остановках», дополняя первые
лаконичные «метки». В следующих «путешествиях» можно перейти к
истории быта, транспорта, профессий, письменности и т. д., используя
красочные книги познавательного характера, обращаясь для введения в
тему к подходящим художественным текстам.
Остановки на «реке времени» от занятия к занятию должны
обживаться
заполняться
соответствующим
иллюстративным
материалом. Где это возможно, рассказ воспитателя и обсуждение
следует подкрепить не только иллюстрациями, но и реальными
старинными вещами, которые можно исследовать, пробовать в действии
(например, определить, удобно ли было пользоваться для письма
гусиным пером, перьевой ручкой и чернильницей).
Для путешествий по «реке времени» необходимо подобрать
соответствующий иллюстративный материал. Это наборы картин по
исторической тематике для анализа-сравнения и выстраивания
временных рядов: раньше - сейчас (история жилища, транспорта, одежды
и быта и т.д.). Такие картины-иллюстрации размером примерно в
стандартный лист бумаги (формат А4) используются многократно.
Также понадобятся аналогичные по тематике (но в большем
количестве и разнообразии) одноразовые картинки-«метки» для
наклеивания на панно (размер картинок примерно 6х8 см или 7х10 см как для классификационных таблиц).

Алгоритм деятельности педагога с детьми на НОД
«Путешествие по реке времени»
1. Обсуждение реального или вымышленного события.
2. Постановка цели исследования (узнать…).
3. Анализ-сравнение,
активное
обсуждение
демонстрационного иллюстративного или предметного материала.
4. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких
иллюстраций на панно «река времени».
5. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов
исследования.
6. Вывешивание таблицы на стене группового помещения.
7. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной
деятельности.
Возможный вариант тематического планирования НОД в
течение года
(Н.А.Короткова «Образовательный процесс в группах детей
старшего дошкольного возраста»)
Месяц неделя
Вид деятельности
Декабрь
Путешествие во времени
Путешествие во времени
Январь
Февраль

Путешествие во времени
Путешествие во времени
Путешествие во времени

Апрель

Май

Путешествие во времени
Путешествие во времени
Путешествие во времени

Тема
История моей семьи
История жилища и
бытоустройства
История огня (освещение и
тепло)
История коммуникации
(почта)
История сухопутного
транспорта
История мореплавания и
воздухоплавания
История профессий
История письменности
(книгопечатание)

ТЕМА: ИСТОРИЯ МОЕЙ СЕМЬИ
Для введения в тему почитаем стихотворение А. Барто «Я расту».
Поговорим об этапах взросления человека (детство, школьные годы,
юность). Попробуем понять связь поколений: дети и родители, родители
родителей (бабушки и дедушки детей); обсудим, что значит называть
человека по имени и отчеству.
Поразмышляем о том, можно ли вернуть вчерашний день (снова
стать малышом); придем к выводу, что время как река, течет только
вперед, но мы в состоянии вспомнить о том, что было с нами раньше.
Обсудим, как можно узнать о том, что было давным-давно, о чем нельзя
помнить (следы времени - вещи, которые при раскопках находят
археологи, книги, которые люди написали давным-давно, старые
фотографии, фильмы). Поговорим о музеях, где можно увидеть
старинные вещи.
Отправимся в путешествие в прошлое своей семьи. Зададимся
вопросом, как можно узнать о том, что было раньше, много лет назад,
когда бабушки: и дедушки, папы и мамы были маленькими (из рассказов,
семейных фотографий), что знают дети о своих бабушках и дедушках, об
их детстве.
Предложим детям дома расспросить родителей, дедушек и бабушек
о любимых играх в детстве, найти их старые фотографии, свои
фотографии в раннем детстве. В следующий раз рассмотрим фотографии,
обсудим, отличаются ли игры теперешних дошкольников от прежних.
Порекомендуем родителям почитать детям книгу Д. Барри «Питер
Пэн и Венди» (о мальчике, который не хотел взрослеть).
ТЕМА: ИСТОРИЯ ЖИЛИЩА И БЫТОУСТРОЙСТВА
Для введения в тему предварительно почитаем сказку Р. Киплинга
«Кошка, которая гуляла сама по себе».
Предложим детям рассмотреть панно «река времени», поясним, что
это такое, и отправимся в воображаемое путешествие по «реке времени» от настоящего в прошлое.
Обсудим, как живет человек сейчас, в наше время; рассмотрим
большие иллюстрации и выберем подходящие маленькие карточки«метки» - современные городские и сельские здания, расположим их в
конце «реки времени». Поговорим о том, что люди не сразу научились
строить такие дома (заполним «метками» промежуточную остановку на
«реке времени» -избы, деревянные и каменные города-крепости).
Опираясь на прочитанную сказку Р. Киплинга и иллюстрации, уточним,

как жил человек в древности (пещеры, землянки, шалаши, хижины и пр.).
Выберем и прикрепим соответствующие «метки»-символы древности в
начале «реки времени».
Аналогичным образом обсудим, как одеваются люди сейчас и как
одевались в старину, какая у них была посуда, инструменты, оружие
(выберем подходящие «метки» для каждой остановки).
Можно завершить НОД практическим исследованием: рассмотреть
лапти, домотканый коврик, необожженный глиняный горшок и т.п.;
сравнить эти вещи с нашей обувью, одеждой и посудой.
Исследовательская тема может быть продолжена на НОД
продуктивной деятельностью: предложим детям объединиться в
подгруппы по 4-5 человек и сделать макеты старинных городовкрепостей из бумаги, картона, пластилина, бросового материала (с опорой
на разные иллюстрации - по выбору). Масштабы макетов можно задать
наборами фигурок средневековых рыцарей, русских богатырей, которые
станут обитателями построенных крепостей.
Предложим поискать дома и рассмотреть старинные вещи; если
возможно, что-то принести в группу для нашего музея старинных вещей.
ТЕМА: ИСТОРИЯ ОГНЯ (ОСВЕЩЕНИЕ И ТЕПЛО)
Для введения в тему почитаем рассказ в стихах С. Маршака «Вчера
и сегодня».
Отправимся в воображаемое путешествие по «реке времени» и
«осветим» жилища людей на всех остановках. Найдем подходящие
карточки-иллюстрации для нашего времени (электрические лампочки,
разные осветительные приборы); обсудим, где на «реке времени» место
свече и керосиновой лампе (в старину), поместим соответствующие
карточки на панно. Поговорим о том, как люди научились добывать
огонь, рассмотрим оставшиеся карточки (костер, лучина, факел), найдем
им место (в древности).
Аналогичным образом обсудим, как люди отапливают свое жилище
сейчас, как делали это в старину, в древности (современные
отопительные приборы - печь - открытый очаг), прикрепим к панно
подходящие иллюстрации.
Займемся
практическим
исследованием:
рассмотрим
приготовленные заранее свечу, керосиновую лампу, попробуем их в
действии (выясним, много ли они дают света).

В последующие дни можно почитать детям книгу «Русские
богатыри: былины» (обработка для детей И. Карнауховой), насыщенную
образами старины.
ТЕМА: ИСТОРИЯ СУХОПУТНОГО ТРАНСПОРТА
Используем в качестве основных вех в истории транспорта два
великих изобретения человека - колесо и двигатель (мотор). Для введения
в тему почитаем стихотворение С. Маршака «Колеса».
Рассмотрим множество больших картинок, иллюстрирующих
историю транспорта; сравним их между собой. Обсудим, как в древности
люди перемещались по суше, когда они еще не придумали колесо
(пешком, верхом на животных); каким был транспорт в старину, когда
колесо уже придумали, но еще не изобрели мотор (использовали силу
животных - гужевой транспорт: телеги, кареты, и пр.); что значит тащить
грузы волоком; как можно быстро перемещаться зимой и не использовать
колесный транспорт (на санях).
Поговорим о том, чем отличается автомобиль от телеги и саней,
выйдем еще на одно изобретение, изменившее транспорт, сделавшее его
очень быстрым (мотор, двигатель). Выясним, по аналогии с живым
существом, чем «питается» двигатель (бензином, углем, электричеством).
Отправимся в воображаемое путешествие по «реке времени» дополним остановки на ней подходящим транспортом.
Это можно сделать, например, используя принцип игры в лото.
Каждый из участников путешествия выбирает из множества маленьких
карточек-«меток» им две, наугад. Все располагаются вокруг панно (за
большим столом, на ковре). Взрослый объявляет первую остановку:
«Наше время». Участники, у которых оказались карточки с современным
транспортом, помещают их на панно, по берегам «реки», возле ключевой
картинки (города). Вторая остановка: «Старина». Придется сменить
транспорт: свои карточки размещают (рядом с «меткой»-крепостью)
обладатели старинных средств передвижения. На третьей остановке
(«Древность») процедура повторяется.
В результате все карточки размещены. Остается их наклеить; это
могут сделать несколько детей (выберем по 2-3 человека для каждой
остановки).
Займемся практическим исследованием: всегда ли автомобили были
такими, как сейчас? Рассмотрим и сравним маленькие коллекционные
модели автомобилей (если нет таковых, заменим их фотоиллюстрациями). В конце занятия можно почитать стихотворение С. Баруздина
«Сказка о трамвае».

ТЕМА: ИСТОРИЯ МОРЕПЛАВАНИЯ И ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ
Построим НОД по аналогии с предыдущей. Для введения в тему
почитаем стихотворение Б. Заходера «Если мне подарят лодку».
Рассмотрим большие иллюстрации; сравним их. Обсудим, как люди
передвигались по воде в древности (использовали силы природы течение рек, ветер, свою собственную мускульную силу: плоты,
долбленые лодки - гребные и парусные); в старину (большие парусные
суда - шхуны, фрегаты и т. п., большие гребные суда - галеры); в
настоящее время - суда с двигателем (сравним: пароход, теплоход,
атомоход).
Отправимся в путешествие по «реке времени» - дополним остановки
водным транспортом (из множества маленьких карточек выберем
подходящие «метки»-символы - от настоящего к прошлому).
Аналогичным образом рассмотрим историю воздухоплавания (если
этой теме посвящено отдельное занятие, можно рассказать или прочитать
детям миф о Дедале и Икаре). Подберем и поместим «метки»-символы
эпох на «реке времени»: в старину - воздушный шар (использование сил
природы); в настоящее время - самолеты и ракеты (использование
двигателя). В древности человек только мечтал летать как птица.
Обсудим, удалось ли хотя бы отчасти осуществить эту мечту (дельтоплан,
планеры, махолеты). Вспомним наши опыты с воздушными потоками
(ветром), бумажными планерами.
Интерес к теме можно поддержать в последующие дни чтением
художественной литературы: «Синдбад-мореход» (из сказок «Тысяча и
одна ночь» в пересказе М. Салье); Д. Свифт «Путешествия Гулливера»
(пересказ для детей Т. Габбе).
ТЕМА: ИСТОРИЯ ПИСЬМЕННОСТИ (КНИГОПЕЧАТАНИЕ)
Используем
в
качестве
условных
вех
рисуночное
(пиктографическое) письмо — в древности, рукописную книгу - в
старину, типографскую книгу - в настоящее время. Для введения в тему
предварительно в свободное время прочитаем сказки Р. Киплинга «Как
было написано первое письмо», «Как появился алфавит».
Непосредственно на занятии вспомним стихотворение С. Маршака
«Вчера и сегодня» (фрагмент о споре перьевой ручки и пишущей
машинки).
Обсудим, как мы узнаём разные интересные истории, сказки (из
книг), всегда ли были книги, какими они были раньше; как «записывали»
истории в древности (просто рисовали события, как девочка Тэффи); как

писали в старину, когда уже придумали алфавит (палочками на глиняных
дощечках, гусиными и стальными перьями на бумаге); какими были
первые книги (рукописные); много ли людей могли воспользоваться
рукописными книгами; как люди научились делать множество
одинаковых книг, чтобы все могли их читать (изобретение
книгопечатания - типографские оттиски, копировальная бумага, пишущая
машинка, компьютер). В ходе обсуждения рассмотрим соответствующие
карточки-иллюстрации.
Отправимся в путешествие из настоящего в прошлое и дополним
остановки на «реке времени» подходящими «метками»-символами
(современные книги, рукописные книги, свитки с пиктограммами).
Займемся практическим исследованием: попробуем писать
перьевыми ручками и чернилами; рисовать и писать с использованием
копировальной бумаги (делать несколько экземпляров), печатать на
машинке с копиркой (несколько экземпляров).
Можно раздать детям пустые книжки-раскладушки (на 5-7 страниц),
чтобы дома придумать и «записать» историю в картинках (как это делала
девочка Тэффи из рассказа Р. Киплинга). В следующий раз «почитаем»
эти истории (попробуем понять, что хотели рассказать авторы).
ТЕМА: ИСТОРИЯ КОММУНИКАЦИИ (ПОЧТА)
Для непосредственного введения в тему перечитаем (или вспомним)
рассказ в стихах С. Маршака «Почта».
Рассмотрим картинки-иллюстрации и обсудим, как передавали
новости, срочные сообщения на расстоянии в древности, когда еще не
было быстрого транспорта и люди не умели писать (посылали человекагонца с устным сообщением). Как поступали в этих случаях в старину
(посылали письменное сообщение на специальных почтовых каретах,
появилась профессия - почтальон). Выясним, можем ли мы обойтись
сейчас без писем, чтобы пообщаться с родными на расстоянии (телефон,
компьютер); как узнаём новости (радио, телевидение, газеты).
Отправимся в путешествие по нашей «реке времени» - из
настоящего в прошлое, дополним остановки подходящими «метками»символами средств коммуникации (в настоящее время - почта, телефон,
радио, телевидение, компьютер; в старину - письмо и почтовая карета; в
древности - гонец).
Займемся практическим исследованием: что нужно для того, чтобы
письмо добралось к месту назначения (адрес на конверте, «проездной
билет» - марка); рассмотрим конверты с марками и без марок, попробуем

написать адрес на конверте; рассмотрим коллекцию марок (сравним по
странам, по форме и размеру, по тематике).
Предложим детям, увлекающимся сбором марок, принести в группу
и показать свои коллекции (можно собрать групповую коллекцию, если
каждый принесет несколько марок). Порекомендуем родителям дома
вместе с детьми написать письмо родным (например, бабушке), помочь
ребенку выучить свой адрес.
ТЕМА: ИСТОРИЯ ПРОФЕССИЙ
Для введения в тему почитаем стихотворение И. Токмаковой
«Букваринск».
Обсудим, какие среди названных профессий нам знакомы, какие нет. Вспомним, какие мы знаем современные профессии (рассмотрим
сделанную ранее классификационную таблицу), придем к выводу, что их
очень много. Поговорим о том, были ли профессии в древности
(вспомним, как жили древние люди, чем они занимались - охотились,
собирали съедобные растения, сами делали утварь, одежду; каждый
человек умел делать все, что нужно для жизни, - еще не было отдельных
профессий). В старину каждым человек стал заниматься определенным
делом, появились отдельные профессии (ремесленники, строители и т.д.),
но их было гораздо меньше, чем сейчас (выясним - почему).
Рассортируем карточки с изображением отдельных профессий (в
старину - сейчас). Обсудим, почему некоторые профессии, которые были
в старину, стали редкими или вовсе ненужными (например, трубочист,
фонарщик); какие профессии есть сейчас, но их не было в старину
(летчик, машинист, космонавт и т.п.); какие были в старину и остались
сейчас (доктор, учитель, музыкант и т.п.). Подойдем к выводу, что
отдельные профессии связаны с образом жизни людей, вещами, которые
появляются в обиходе (когда изменяются условия жизни, одни профессии
исчезают, другие появляются).
Отправимся в путешествие по нашей «реке времени», выберем из
множества карточек, иллюстрирующих профессии, «метки»-символы
остановок (чем занимались люди в каждую эпоху), наклеим «метки» на
панно.
С детьми 7-го года жизни можно поговорить еще об одной сфере
человеческой деятельности - торговле и связанной с ней историей денег.
Рассмотрим карточки с изображениями современных магазинов,
денежных знаков; обсудим, для чего нам нужны магазины, что значит
продавать и покупать, зачем нужны человеку деньги, откуда они берутся.

Поговорим о том, были ли магазины и деньги в древности, в старину,
почему они появились: сначала люди просто обменивались вещами
(можно провести аналогию с собственной жизнью детей, когда они
обмениваются игрушками, наклейками и т.п.); потом для удобства обмена
придумали деньги; торговля стала особым занятием людей, появилась и
новая профессия - торговец (продавец).
Займемся практическим исследованием: рассмотрим коллекцию
монет и денежных знаков; сравним старинные и современные монеты,
отечественные и иностранные.
Предложим детям изобрести и сделать (нарисовать, вырезать) свои
деньги, монеты разного достоинства, написать вывески, а потом поиграть
в «магазин» со своими деньгами.
Для продолжения темы можно почитать книгу Г. Остера «Остров
Эскадо», где в занимательной сюжетной форме рассказывается о том, как
персонажи, попавшие на необитаемый остров, придумали перейти от
натурального обмена к обмену через деньги.
Уже в начале года, приступая к занятиям познавательного цикла,
следует посоветовать родителям по возможности посещать с детьми
биологические, краеведческие и исторические музеи, а также музеиусадьбы, музеи деревянного, зодчества и места исторически» застроек.
Это расширяет кругозор ребенка, дает ему зримые образы естественной
истории и истории человеческой цивилизации.

КОНСТРУКТ
организации совместной непосредственно образовательной
деятельности с детьми седьмого года жизни
Тема: «История танца»
Возрастная группа: дети седьмого года жизни.
Форма НОД: музыкальная деятельность, форма «Путешествие по
реке времени».
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная,
парная) групповая.
Учебно-методический
комплект:
Н.А.
Короткова
«Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного
возраста», «От рождения до школы». Примерная ООП ДО/ под ред.
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Средства:
наглядные: раздаточный материал – карточки-иллюстрации танцев.
мультимедийные: компьютерная презентация «История танца».
музыкальные: cd-диски с музыкой: «Танец» Ю.Чичкова, «Танец
дикарей» Ёсинао Нака, рус. нар. песня «Земелюшка-чернозем», рус. нар.
песня «На горе-то калина», «Осенний вальс» Ф. Шопена, «Детская
полька» А. Филиппенко, Й. Штраус «Вальс», «Светит месяц» р.н.м.
Оборудование: Салфетки, клеенки, клеевые карандаши, панно
«река времени».
Цель: Создание условий по формированию временных
представлений истории танца.
Обучающие задачи:
1. Познакомить детей с историей танца.
2. Расширять
представления о многообразии танцевальных
направлений.
Развивающие задачи:
1. Способствовать формированию интереса к танцевальному
искусству.
2.
Развивать желание танцевать, импровизировать.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать любовь к музыке.
2. Формировать навыки совместной деятельности в подгруппе.
Планируемый результат:
1. Умеет выражать чувства, умеет слушать взрослого.
2. Умеет действовать по установленному правилу.

3. Проявляет устойчивый интерес к музыкальной деятельности, к
истории танца.
4. Умеет работать в группе, умеет подбирать необходимые
материалы для работы.
5. Умеет оценивать результат своей деятельности, делать выводы.
Этапы
деятельности
1. Мотивация к
деятельности.
Цель: Включение
детей в деятельность
на личностнозначимом уровне.

2. Постановка
целей
исследования.
Цель: Опора на
знания детей.

Содержание деятельности
Дети входят в зал под музыку «Танец»
Ю.Чичкова
Ведущий. Ребята, давайте поздороваемся и
улыбнёмся. Посмотрите, от наших улыбок стало
сразу светлее и теплее не только нам, но и нашим
гостям!
Дети садятся.
Ведущий: К какому жанру относится музыка, под
которую мы с вами вошли в зал? (танец)
Я с детства люблю танцевать. Когда я была
маленькой, меня мама отвела в танцевальный
кружок, куда я с большим удовольствием ходила.
А вы любите танцевать? Почему вам нравится
танцевать? А что такое танец по вашему?
Дети: Танец - это красивые движения, красивая
музыка, грация, это яркие костюмы, танец
приносит радость...
Ведущий: В каждом вашем ответе есть слово
«красота!» Танец – это, прежде всего, красота
движений. Сегодняшнее занятие мы посвятим
красоте танца – самому волнующему, самому
возвышенному и прекрасному из всех искусств.
Поможет нам погрузиться в мир танца его богиня
– Терпсихора. И сейчас я в нее попробую
превратиться. А вы мне поможете сказать
волшебные слова:
Раз, два, повернусь, в богиню танца превращусь!
(одеваю тунику и венок на голову)
Терпсихора:
Я – Терпсихора, муза танца! Теперь вы у меня в
гостях.
Я, если честно вам признаться, давно мечтала о

3. Поиск, решение
задачи, проблемы.
Цель: Анализ,
активное
обсуждение
презентации.

таких друзьях.
Вижу, вы большие любители танцев, а знаете ли
вы, как давно зародилось танцевальное
искусство? А хотите узнать?
Тогда я приглашаю вас в увлекательное
путешествие по реке времени, следуйте за мной и
мы с вами окунемся в историю танца и, быть
может, даже раскроем тайну: почему же все люди
так любят танцевать? Вы готовы? Тогда в путь!
Под музыку дети подходят к проектору, садятся
перед ним на ковер.
Терпсихора:
Музыка разных времен здесь витает
Летопись танца тут оживает. (Слайд)
Запомни, у танцев свои летописцы
Это гравюры, эскизы, страницы,
Это история древних веков
В воспоминаниях стариков.
Откроем страницу истории первую (Cлайд)
Мы попадаем в эпоху столь древнюю,
Что не осталось следов на земле,
Кроме рисунков в пещерной скале.
Ребята, как вы думаете, в древности люди тоже
танцевали?
А каким был их танец? Не знаете? А хотели бы
узнать?
В основе первых плясок наших предков лежали
движения, связанные с трудом: ловлей рыбы,
сбором плодов, охотой. Перед танцем древние
танцоры раскрашивали лицо и тело, надевали
маски. И под однообразную дробь барабана
разыгрывали сценки: кто – то исполнял роль
дикого животного, подражая его повадкам, а
остальные
изображали,
как
охотники
подкрадываются, заманивая животное. (Слайд)
Сейчас мы с вами послушаем пьесу, которая так и
называется
«Танец
дикарей»
японского
композитора
Ёсинао
Нака.
Попытайтесь
представить, как танцевали древние дикие люди
под такую музыку.

Прослушивание пьесы «Танец дикарей»
Ёсинао Нака.
Терпсихора: Понравилась вам музыка? Как она
звучала? Как вы думаете, как двигались дикари?
Какие у них были движения? Можно ли их танец
назвать красивым? А почему?
Вы совершенно правы: танцы древних людей,
дикарей нельзя было назвать красивыми, потому
что все движения людей были примитивными,
простыми, однообразными, они были связаны
только с трудом первобытного человека.
А знаете ли вы, какой танец у нас на Руси
зародился в далекой древности?
Дети: Хоровод.
Терпсихора: А от какого слова произошло
название танца?
Дети:
Слово
«хоровод»
происходит
от
древнегреческого
«хορос»,
что
означает
«массовый танец с песней» и старославянского
«вод», что означает «ходить, водить».
Терпсихора: Какая основная фигура в хороводе?
Дети: Хождение по кругу.
Терпсихора: Что символизирует круг в хороводе?
Дети: Наше солнышко. (Слайд)
Терпсихора: А вы умеете водить хоровод? Какой
хоровод вы бы хотели исполнить сейчас, из тех,
что вы уже знаете? (дети выбирают, какой
хоровод они хотят исполнить)
Хоровод по выбору детей.
Терпсихора: Молодцы. Мы познакомились лишь
с некоторыми танцами древних времен.
А сейчас, страница вторая – эпоха другая.
Из древних времен мы попали в прошлое.
Постепенно народные танцы
стали на знатных балах появляться. (Слайд)
Век от века танец рядом с человеком,
Служит танец средством для общенья,
Стал он сложным, требовал уменья.
На балах известны были
Менуэты, польки,

Вальсы и кадрили.
С некоторыми из перечисленных танцев, думаю,
вы уже знакомы. Например, полька, что это за
танец? (Слайд)
Дети: Полька – это веселый танец, который
появился в Чехии в середине 19 века.
Терпсихора: Какое основное движение в польке?
Дети: кружение пары по кругу, подскоки.
Терпсихора: Знаете ли вы кадриль? (Слайд)
Дети: Кадриль возникла во Франции как бальный
танец.
Пары
танцующих
располагались
по
четырехугольнику напротив друг друга и
поочередно исполняли свои партии. Потом
кадриль стала распространяться в народе, и стала
одной из любимых народных плясок.
Терпсихора: Одним из самых популярных танцев
прошлого времени по праву считается вальс.
(Слайд)
От какого слова произошло название этого танца?
Дети: Вальс – от немецкого слова «walzen» кружиться, вертеться.
Терпсихора: Ах, о вальсе сказано немало,
Он в песнях и стихах воспет.
И сколько танцев не бывало,
А лучше вальса, право, нет.
А я хочу вам предложить потанцевать сейчас, кто
как хочет, вот с этими красивыми и легкими
шарфами под красивую музыку вальса. Может
кто-нибудь из вас представит себя балериной, или
легкой бабочкой, порхающей снежинкой, или
кружащимся листиком с осеннего дерева….
Танец – импровизация с шарфами под музыку
«Осеннего вальса» Ф. Шопена
Терпсихора: Вы немного устали, мои юные
друзья, присаживайтесь, сейчас мы отдохнем и
посмотрим, как танцевали в недалеком прошлом
танец «Менуэт». Это французский старинный
танец, который исполняли на балах.
Просмотр видео танца «Менуэт»

(Комментарии по ходу видео: Это танец с
реверансами, т.е. с поклонами, «танец королей и
король танцев»- так его раньше называли.
Торжественный, гордый, плавный, - менуэт долго
разучивался, один поклон мог разучиваться целый
месяц. В наше время его не танцуют, но его
можно увидеть, например, на сцене в театре.)
Терпсихора:
А
мы
продолжаем
наше
путешествие…
Сейчас 21 век, танец в ногу с ним шагает:
«Хип-хоп», «Диско», «Модерн» и «Брейк»
поколенья сегодняшних лет
Любят, знают, понимают. (Слайд)
О каком из этих современных направлений вы бы
хотели услышать мой рассказ?
Дети выбирают, смотрим видео о любом одном
из современных направлений.
Терпсихора: Сегодня, в наше время мы танцуем
самые разнообразные танцы: медленные и
быстрые, плавные, лиричные и энергичные, те,
которые люди танцуют с давних пор и те, которые
вошли в наш репертуар недавно.
И я так рада, что мое искусство живет и
процветает! А сейчас, мои друзья, поиграть
пришла пора.
Танцевальная игра «Придумай танец»
Цель: учить детей двигаться под музыку разного
характера, используя движения, соответствующие
характеру музыки.
Репертуар: полька, плясовая, вальс, диско.
Правила игры: дети слушают музыкальные
отрывки и придумывают к ним движения,
соответствующие их характеру: полька –
подскоки, кружения в парах; вальс – легкие,
плавные движения; плясовая – притопы,
распашонки, ковырялочки; диско – ритмичные
хлопки, притопы, шаги в такт музыке.

4.Работа в
подгруппах.
Цель: сортировка и
закрепление мелких
иллюстраций на
панно «река
времени».

5.Сборка общей
таблицы. Цель:
анализ и
сопоставление
результатов
исследования.

6. Рефлексия.
Цель: осознание
детьми своей
деятельности,
самооценка
результатов своей
деятельности.

Терпсихора: Как мне ни жаль, но наше
путешествие по реке времени подошло к концу. Я
надеюсь, что вы узнали много нового о
танцевальном искусстве. И напоследок я хочу
проверить, насколько вы были внимательны во
время нашего путешествия: у меня есть река и
картинки с изображением танцев древности,
прошлого и настоящего. Вы должны разместить
эти картинки на реке времени и постараться не
перепутать.
Давайте разделимся на три группы (не больше 5
человек в каждой):
1 группа Древность: хороводы разных видов,
танцы дикарей.
2 группа Прошлое: Полька, вальс, менуэт,
кадриль.
3 группа Настоящее: Хип-хоп, Диско, Модерн и
Брейк.
Сначала дети раскладывают картинки на реке
времени, проверяют, правильно ли они их
расположили, только после этого – приклеивают.
Терпсихора:- Какая замечательная «река»
получилась! Покажите ее гостям. Вы заметили,
где на «реке времени» получилось больше
иллюстраций танцев? (в настоящем времени). А
почему? (потому что в древности танцы не
отличались разнообразием, были простыми и
примитивными).
- Вам понравилось наше путешествие?
- А что было самым интересным?
- А что самым трудным?
- Вы довольны своей работой?
- Что бы вы ещё хотели узнать об искусстве танца?
- А теперь мне пора тайну танца открыть:
Танец с нами всегда должен рядышком быть!
Ведь во все времена от его волшебства не уйти и
не скрыться
-Танцы надо любить, танцам надо учиться!
Я хочу подарить вам вот такой диск с танцами:
смотрите, учитесь, танцуйте, радуйте людей

7. Открытость.
Цель: Дополнение
таблицы детьми в
самостоятельной
деятельности.

своими танцами!
А с вами прощаюсь.
Раз, два, повернусь, в Елену Владимировну
превращусь!
(снимаю тунику и венок)
Ведущая: Наше путешествие закончено, давайте
попрощаемся с гостями, возьмем реку времени в
группу, чтобы вечером показать ее родителям. У
меня еще есть картинки, с которыми вы можете
поиграть в группе и дополнить реку времени
новыми иллюстрациями.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организации непосредственно образовательной деятельности с
детьми
Тема» «История жилища человека».
Возрастная группа: дети 7 года жизни.
Форма НОД: Познавательно – исследовательская деятельность,
технология «Путешествие по реке времени».
Форма организации: групповая.
Задачи:
Обучающие:
1. Систематизировать знания воспитанников о жилищах людей в
древности, прошлом и настоящем, сформировать представления детей об
их разнообразии.
2. Обогащать словарный запас детей путем использования слов –
терминов.
3. Учить составлять хронологическую последовательность
истории жилищ человека на панно «Река времени».
4. Развивать у детей ( Егора П, Алисы С) умение составлять
рассказы из личного опыта по фотографиям жилищ бабушки и родителей.
Развивающие:
1. Развивать логическое мышление и сообразительность.
2. Развивать познавательную инициативу воспитанников в
процессе работы в команде.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в
процессе коллективного решения познавательной задачи.

Средства:
- Наглядные:
раздаточный материал - мелкие картинки с изображением жилищ в
древности, прошлом и настоящем;
демонстрационный материал - иллюстрации с изображением
современных многоэтажных домов, фото русской избы и современного
дома; современный строительный материал (ламинат, сайдинг, линолеум,
черепица, облицовочный кирпич, блоки и др.). Макет русской избы, мяч,
панно «река времени».
- Мультимедийные: компьютерная презентация «История жилища».
- Музыкальные: звуковые эффекты.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, красивый сундучок, макет
дома, клеевой карандаш, салфетки.
Этапы
деятельности
1. Обсуждение
реального или
вымышленного
события

Содержание деятельности

В: Ребята! А у меня для вас сюрприз.
Посмотрите вот в этом красивом сундучке что-то
лежит. Я хочу, чтобы вы отгадали что там. Сейчас
мы с вами поиграем в игру «Угадай, что в
сундучке». Вы задаете мне вопросы. А я буду
отвечать «да» или «нет» (если дети затрудняются,
помочь им наводящими вопросами или загадать
загадку).
Правильно это дом.
Дом еще можно назвать жилищем.
А что еще можно назвать жилищем?
В: Как вы думаете, зачем людям нужны жилища?
2. Постановка
А знаете ли вы, в каких жилищах раньше жили
цели
люди?
исследования
А хотите узнать?
Сегодня мы с вами отравимся в воображаемое
путешествие по «реке времени» и поговорим об
истории жилища человека в древности, прошлом и
настоящем.
В: Мы отправляемся в путешествие во времени.
3. АнализВы давайте поднимайтесь, со мною в древность
сравнение,
собирайтесь. Мы на лодке поплывем в древность
активное
сразу попадем.
обсуждение
демонстрационног Садитесь поудобнее, мы сейчас побываем в

о
иллюстративного
или предметного
материала

древности, (звучит музыка, дети закрывают глаза, с
окончанием музыки открывают).
1 слайд.
В. – В древности люди жили в пещерах, потому,
что человеку нужно было убежище. Которое
укрывало
бы
его
от
палящего
солнца,
пронизывающего ветра, жгучего мороза. Сначала
люди обживали пещеры, где их соседями нередко
становились хищные звери.
Со временем человек научился сам строить дома. В
ход шли ветки, камни, бревна.
В. Как вы думаете, почему человек решил
построить дом, а не остался жить в пещере.
Д. в пещере холодно, могут обвалиться камни, а
если варить еду, весь дым остается в пещере.
2 слайд
В. Но в древности человек строил себе жилище еще
и из других материалов.
Например, индейцы делали себе жилище – «типи»
из шкур бизонов.
3 слайд
На крайнем севере эскимосы строили себе дома из
снежных кирпичей с окнами из речного льда, такое
жилище называлось «иглу».
4 слайд
В теплых странах аборигены строили хижины из
веток пальм.
Как людям жилось в таких жилищах?
А из древности поплывем мы в прошлое.
В: Мы же ловкие ребята и умеем плавать брасом.
Звучит музыка, дети снова закрывают глаза.
Шло, время и люди научились строить другие
жилища.
В: Как вы думаете из чего их стали люди строить?
А сейчас обратите внимание на экран, внимательно
послушайте мой рассказ и скажете из каких
материалов люди стали строить жилища?

5 слайд
В: В степях строили из глины и назывались эти
жилища - мазанки. Стены строили глины, крыши
покрывали соломой.
6 слайд
На севере чукчи строили из шкур оленей - юрты,
есть такие поселения чукчей, в которых они живут,
и по сей день.
7 слайд
Там, где много лесов, люди строили жилища из
дерева. Может из вас кто – то знает, как
называются такие жилища? (изба).
У избы есть высокое крылечко, крыша, украшенная
резьбой. Внутри есть лавочка. А главное есть
теплая печка, где весело потрескивали дрова.
Как вы думаете, чем удобны были эти избы?
В: Пойдемте, посмотрим, как изба выглядела
изнутри. (Рассматривание макета)
В: Старые люди и в наше время живут в таких
домах. Сейчас Егор расскажет, как живет его
прабабушка.
Дети «Вновь во времени плывем
От друзей не отстаем.
Время мчится все быстрей
Плывем, ребята веселей.
Ух, совсем уже устали.
В настоящее попали!
9 слайд
В. Сейчас люди строят современные красивые
дома, обустраивают их красивыми современными
материалами.
Ставят пластиковые окна, чтобы в домах было
светлее и удобно было мыть окна. Крыши кроют
красивым железом, стены обшивают сайдингом.
В: Вот про свой дом расскажет Алиса. (Дети
рассматривают фото).
Дети, посмотрите, я вам приготовила еще
иллюстрации
с
красивыми,
домами
–
небоскребами, которые люди строят в больших
городах – мегаполисах.

4. Работа в
подгруппах:
сортировка и
закрепление
мелких
иллюстраций на
панно «река
времени»

5. Сборка общей
таблицы,
сопоставление
результатов
исследования
6. Открытость

В: Ребята, сейчас подойдите все ко мне, у меня для
вас еще есть один сюрприз. Ваши родители для вас
приготовили
современные
строительные
материалы, из которых в настоящее время люди
строят современные жилища. Давайте их
рассмотрим.
В: А сейчас с вами давайте поиграем в игру «Из
чего построен дом». Я называю строительный
материал и бросаю мяч, а вы должны сказать какой
дом? Например, глина и бросаю мяч, кто ловит
отвечает – глиняный. (дерево, кирпич, стекло,
бетон, камень, солома, лед).
Мы с вами попутешествовали во времени и видели
разное жилище в древности, прошлом и настоящем.
В: Ребята у нас на столе лежит панно «Река
времени».
Река начинается в далеком, далеком прошлом – это
древность, протекает через старину, где жили наши
прабабушки и прадедушки в настоящее время, где
мы живем с вами.
Посмотрите, на столе лежат картинки, на которых
изображены жилища людей, мы их должны
правильно разместить на реке времени.
В этой части реки времени вы размещаете картинки
с жилищем, в котором люди жили в древности,
рядом картинки с жилищами из прошлого, далее
современные жилища.
Разделитесь на три группы. Вы можете
договориться между собой, кто с кем хочет
работать, но так, чтобы вас было поровну в каждой
группе.
Затем договоритесь между собой, какие картинки
группа будет размещать на реке времени.
В: Разложите, дети картинки на панно.
Давайте проверим, правильно ли разложили
картинки.
А теперь наклейте картинки на панно, используя
клеевой карандаш и салфетки.
В: Дома ребята вы еще можете найти картинки
жилища человека, и мы их завтра разместим на

7. Подведение
итогов

реке времени.
В: Ребята, а что вам больше всего понравилось в
нашем путешествии?
А, что было самым интересным?
Трудно ли вам было выбрать картинки с разными
видами жилищ людей.
Мы забираем нашу «реку времени» к себе в группу
и прощаемся с гостями.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».