Организация работы по самообразованию педагогов дошкольного образовательного учреждения

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 6 с приоритетным осуществлением
деятельности по физическому направлению развития воспитанников»

Организация работы
по самообразованию педагогов дошкольного
образовательного учреждения
Методическое пособие

г. Красноуфимск

Методическое пособие «Организация работы по самообразованию педагогов дошкольного
образовательного учреждения» содержит рекомендации педагогам МАДОУ детский сад 6 по
самообразованию.

Составители:
Комина Анна Александровна, заместитель заведующего МАДОУ детский сад 6, ГО Красноуфимск.

© Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
общеразвивающего вида № 6 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому
направлению развития воспитанников»

2

Я чувствую себя в праве сказать: да здравствует самообразование
во всех областях!.. Только те знания прочны и ценны, которые
вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое
знание должно быть открытием, которое вы сделали сами".
К. И. Чуковский










Введение
Развитие личности педагога неразрывно связано с его стремлением к самостоятельному
обогащению своих знаний. Более того, сегодня самообразование - одна из важных форм
системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ.
Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является
дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их
профессионального уровня.
Задача методического сопровождения – оказать помощь конкретному воспитателю в
решении тех проблем, которые вызывают у него затруднение или являются предметом его
интересов. Однако эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятельной
работой педагога, его самообразованием. Постоянная работа педагога над
совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности,
направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний
педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней
информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной
деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог
придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к
самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного
учреждения.
Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных
источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека.
Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению опыта на более
высоком теоретическом уровне.
Самообразование - приобретение знаний путем самостоятельных занятий, вне учебного
заведения и без помощи преподавателей
Самообразование - способ обучения, так называется образование, которое получается
вне какой бы то ни было школы путем самостоятельного изучения отдельных наук и чтения
серьезных книг.
Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции
педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии.
Самообразование педагога дошкольного образовательного учреждения многогранно и
многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов
дошкольного учреждения могут быть:
ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
изучение учебной и научно-методической литературы;
ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии,
физиологии;
изучение новых программ и педагогических технологий;
ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
повышение общекультурного уровня.
Оценить потребность педагогов в развитии возможно с помощью ряда анкет
(приложение 1).
Желательно, чтобы тема самообразования была связана с проблемами, решаемыми в
ДОУ, с приоритетным направлением его деятельности. Это позволяет решить две задачи:
деятельность педагогов в процессе самообразования будет способствовать решению задач
ДОУ;
3





























педагогам не надо будет распылять свои усилия, решая отдельно задачи ДОУ и задачи
собственного развития, они сконцентрируются на одной проблеме, и результатом этой
деятельности в дальнейшем смогут воспользоваться все педагоги ДОУ
Темы подбираются так же с учетом индивидуального опыта и профессионального
мастерства воспитателя.
Выбранная тема самообразования должна быть близка и понятна педагогу только в
этом случае результат будет эффективен и раскроет творческий потенциал воспитателя.
В случае, если педагог в силу каких-либо причин не может самостоятельно
сформулировать проблему, или тему самообразования, необходимо использовать
специальную анкету для изучения его затруднений (приложение 2).
Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений
профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику
самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.
Для педагогов без специального образования:
Овладение методикой работы с детьми;
Адаптация к педагогической деятельности.
Для молодых специалистов:
Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и
развития;
Формирование основ педагогического мастерства;
Развитие умений и конструктивных способностей.
Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:
Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с
целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение
полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творчески-работающих воспитателей:
Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте
тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
Проявление творческого потенциала педагога;
Пропаганда своих достижений;
Развитие исследовательской деятельности.
Тематикой самообразования также может быть:
одна из годовых задач ДОУ;
проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;
задачи инновационной деятельности;
приоритетные направления работы ДОУ.
Примерное формулирование темы:
«Использование сюжетных персонажей для развития двигательной активности детей».
«Развитие творческих способностей через интеграцию познавательной и изобразительной
деятельности детей старшего дошкольного возраста»
«Игра – эффективное средство развития коммуникативного общения детей старшего
дошкольного возраста»
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры через
художественное слово».
4



«Использование схем и моделей в развитии связной монологической речи детей
дошкольного возраста
После определения проблемы, темы самообразования каждым педагогом составляется
план работы. В нем указывается проблема, тема, определяются этапы, содержание работы на
каждом из них. (Примерный план самообразования: Приложение 3). Предполагаемый
результат и формы его представления. Длительность этапов можно варьировать в
зависимости от сложности темы, ее освещенности в теории и практики дошкольного
воспитания, опыта самого педагога. Сроки реализации плана, педагог определяет сам, но,
как правило, они рассчитываются от аттестации до аттестации.
На основе индивидуальный планов составляется общий план работы по самообразованию
педагогов ДОУ. Продолжительность самообразования может быть учебный год или
достаточно длительный период – 2 – 3 года.
Этапы работы по самообразованию





























1. Информационно – подготовительный этап (вводно-ознакомительный). Включает в
себя:
Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.
Изучение периодической печати.
Посещение библиотек.
Знакомство с работами других педагогов.
Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме
самообразования.
2. Практический этап. На данном этапе педагог может:
Составить картотеки игр и упражнений по теме, над которой работает.
Разработать схемы, модели, алгоритмы по теме самообразования.
Разработка конспектов занятий.
Разработать рекомендации, памятки для педагогов и родителей.
Подготовить консультации по теме.
Разработать и апробировать систему работы по конкретному разделу программы –
составление перспективного плана и подбор методов, приемов для развития детей.
Разработать проект.
Разработать опросники для диагностирования детей.
Создать фотоальбом или видеофильм по проблеме, над которой работает педагог.
Создать собственные методические пособия, атрибуты.
Участвовать в работе конференций, семинаров.
3. Итоговый этап (отчет). Формы отчета:
Презентация проекта.
Выступления на педсоветах, «творческих гостиных» - по обмену опытом и педагогических
находок.
Открытые просмотры.
Мастер – классы.
Участие в конкурсах «Воспитатель года», «Педагог-психолог года» и т.д.
Консультации для педагогов по теме самообразования.
Внедрение в педагогический процесс проектов, рабочих учебных программ, методических
пособий.
Ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме самообразования
(проблеме).
Неделя педагогического мастерства.
5




Анализ взаимопосещений, видеоматериалов.
Выставки работ воспитателей и детей по темам самообразования.
Результативность этапов работы по самообразованию
 1 этап – организационно – ознакомительный. Включает в себя детальное изучение ситуации
по выбранной проблеме, соответствующей научно-методической литературы, определение
темы самообразования, составление плана работы, подготовка практического материала.
Формы представления результатов работы: консультации, доклады, наглядно –
иллюстративный материал, перспективные планы, конспекты занятий, программы.
 2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Форма
представления результатов работы: проведение мероприятий по теме самообразования.
 3 этап – заключительный. Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания
результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.
По окончании каждого этапа проводится рефлексия (самоанализ).
















Педагогу, изучая ту или иную проблему, необходимо вести «рабочую тетрадь». В
«рабочей тетради» ведутся записи деятельности педагога по самообразованию: краткого
содержания изученной литературы, предлагаемых конспектов по теме, самоанализ и т.д.
Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от
поддержки и помощи старшего воспитателя. Методическая работа необходима воспитателю:
в определении темы, целей и задач;
в планировании работы по самообразованию;
в ходе реализации плана;
в изучении и анализе результативности своей работы.
Сформированность определенных личностных качеств
Активность педагога. Оценивается по степени его участия в педагогических чтениях,
консультациях, педагогических советах, семинарах по теме самообразования. Можно
отметить, что при условии неформального подхода к самообразованию, активность педагога
резко возрастает. Новые знания, которые находит педагог, формируют потребность
поделиться с ними с другими участниками педагогического процесса.
Инициативность. Проявляется в предложениях, с которыми выходит педагог для решения
задач самообразования. Рост инициативности начинается после того, как педагог приобретет
определенный теоретический уровень, который стимулирует его потребность реализовать
полученные знания на практике.
Готовность к аналитической деятельности. Это качество необходимо для того, чтобы
правильно диагностировать развитие детей, анализировать конкретные педагогические
ситуации, изучать и обобщать свой педагогический опыт, определять эффективность
собственной деятельности.
Потребность в саморазвитии. Проявляется в стремлении педагога заниматься поисковой,
исследовательской и экспериментальной работой, творческим поиском (оценка реализации
педагогом потребности в развитии производиться по методике К.Ю.Белой по трем
критериям: активное развитие, не сложившееся развитие, остановившееся развитие.
Повышение профессионального статуса педагога. Повышение или подтверждение категории.
Успешность педагога (признание администрации, родителей, коллег).
Современные требования к аттестации и оформлению портфолио педагога требуют
подтверждения его участия в различных методических мероприятиях по теме
самообразования.
Таким образом, предлагаемая система работы по самообразованию, во-первых ставит
каждого педагога перед необходимостью повышения своих теоретических и практических
знаний, умений и навыков, а во-вторых, позволяет учитывать коллективный опыт
6

наработанный не одним поколением педагогов, в третьих, помогает педагогам постоянно
быть в определенном «профессиональном тонусе», позволяющим инициировать и создавать
атмосферу профессионализма и творчества.

1.

2.

3.
4.
5.








Памятка для осуществления самоанализа
Оправдал ли себя план самообразования? Как он сочетался с задачами ДОУ и
индивидуальной темой самообразования? Как сформированы основные вопросы, взятые для
изучения в ходе самообразования? Планировалась ли исследовательская работа?
Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной
темой самообразования? Этапы проработки материала. Какая литература изучалась:
психологическая, педагогическая, научная и др.
Практические выводы после проработки каждой темы.
Творческое сотрудничество (с методистом, узкими специалистами, другими педагогами).
Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта
работы. Постановка новых задач.

Информация для отслеживания результативности работы педагога:
Сведения о самообразовании – индивидуальные планы педагогов с указанием темы,
проблемы самообразования, конкретных форм отчетности.
Информация об участии педагога в методической работе.
Сведения о награждениях, поощрениях, материальном стимулировании с указанием причин
поощрения.
Сведения о повышении квалификации сотрудников.
Сведения об аттестации сотрудников.
Результаты оценки потребности педагогов в саморазвитии.

7

Приложение 1
Оценка реализации потребностей педагогов в развитии
Анкета № 1 - для выявления способности педагогов к развитию
Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого номера балл:
5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;
4 – скорее соответствует, чем нет;
3 – и да и нет;
2 – скорее не соответствует;
1 – не соответствует.
1.
Я стремлюсь изучить себя.
2.
Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами.
3.
Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
4.
Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
5.
Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.
6.
Я анализирую свои чувства и опыт.
7.
Я много читаю.
8.
Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
9.
Я верю в свои возможности.
10.
Я стремлюсь быть более открытым человеком.
11.
Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
12.
Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные
результаты.
13.
Я получаю удовольствие от освоения нового.
14.
Возрастающая ответственность не пугает меня.
15.
Я положительно бы отнеслась к продвижению по службе.
Анкета № 2- для выявления факторов, стимулирующих и препятствующих развитию
педагогов.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Оцените, пожалуйста, перечисленные ниже факторы по пятибалльной шкале:
5 – да (препятствуют или стимулируют);
4 – скорее да, чем нет;
3 – да и нет;
2 – скорее нет;
1 – нет.
Препятствующие факторы:
Собственная инерция.
Разочарование из-за имевшихся ранее неудач.
Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей.
Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.).
Состояние здоровья.
Недостаток времени.
Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.
Стимулирующие факторы:
Методическая работа в ДОУ.
Обучение на курсах.
Пример и влияние коллег.
Пример и влияние руководителей.
Организация труда в ДОУ.
Внимание к этой проблеме руководителей.
8

7.
8.
9.
10.
11.
12.

Доверие.
Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования.
Занятия самообразованием.
Интерес к работе.
Возрастающая ответственность.
Возможность получения признания в коллективе.
Обработка анкет
Посчитайте общую сумму баллов по первой анкете.
Если у вас набралось 55 и более баллов, вы активно реализуете свои потребности в
саморазвитии.
Набрав от 36 до 54 баллов, вам придется признать, что у вас отсутствует
сложившаяся система развития.
Набрав от 15 до 35 баллов, вы должны понять, что находитесь в стадии
остановившегося развития.
Данные заносятся в таблицу.
Сумма баллов по второй анкете также заносятся в таблицу.
Коэффициент развития (К) вычисляется по формуле:
К = К (фактическое) : К (максимальное)
Где: К (фактическое) – суммарное число баллов, проставленных в анкетах,
К (максимальное) – максимально возможное количество баллов в анкетах.
Занесите данные в таблицу:
Обучение, развитие и саморазвитие педагога
№
Способность
Ф.И.О.
Стимулирую
п/п
педагогов
к педагога
щие факторы
самообразованию
1
Активное развитие
2
Не
сложившееся
развитие
3
Остановившееся
развитие

Препятствую
щие факторы

Система мер

Анкета № 3 - Степень владения навыками самостоятельной работы
№

Критерии оценки

1

Работа с учебной, справочной, научно-методической
литературой: подбор, анализ прочитанного, написание
конспекта, тезисов.
Умение делать выводы по обзору литературы, выделять
наиболее актуальные проблемы развития детей.
Сохранение
информационного
материала
в
памяти,
воспроизведение необходимой информации по памяти.
Выделение главных,
ключевых
понятий
в любом
информационном материале, составление опорных схем
изученной темы.
Самостоятельное усвоение педагогических и психологических
понятий с помощью справочных материалов.
Систематизация, группировка изученных фактов, составление
схем, графиков, таблиц.

2
3
4

5
6

Самооценка

9

7
8
9
10

Умение высказывать обоснованное суждение по проблеме,
аргументировано доказать или опровергнуть суждение.
Самостоятельное выделение проблемы, теоретических и
практических задач ее изучения.
Самоконтроль и самоанализ собственных действий при
выполнении различных заданий.
Умение ставить цель, планировать свою работу, выделять
время для работы по самообразованию.

Условные обозначения степени владения теми или иными навыками:

+ - владею свободно,
? - владею посредственно, вызывает затруднение,
! – не владею.

10

Приложение 2
АНКЕТА ИЗУЧЕНИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ ПЕДАГОГА ДОУ В ОРГАНИЗАЦИИ
СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(самодиагностика педагога)
____________________________________________________________
(Ф.И.О. педагога)
________________
___________________
______________
(стаж работы)
(категория)
(дата)
1.Знание анатомо-физиологических особенностей детей дошкольного возраста, необходимых
для построения образовательного процесса в условиях дошкольного учреждения
Не владею
Владею частично
Владею свободно
2.Владение педагогической диагностикой
Не владею
Владею частично
Владею свободно
3.Умение выбрать тип занятия и темп его проведения
Не владею
Владею частично
Владею свободно
4.Обеспечение практической направленности учебного процесса (создание реальной
возможности применения воспитанниками полученных знаний и умений)
Не владею
Владею частично
Владею свободно
5.Умение планировать учебно-воспитательный процесс
Не владею
Владею частично
Владею свободно
6.Умение обосновывать выбор тех или иных методов обучения, их оптимального сочетания
и соотношения
Не владею
Владею частично
Владею свободно
7.Использование методов, направленных на развитие воспитанников
Не владею
Владею частично
Владею свободно
8.Знание и применение различных технологий в обучении, воспитании и развитии
воспитанников
Не владею
Владею частично
Владею свободно
9.Оказание дифференцированной помощи детям с разным уровнем подготовки и отношения
к обучению
Не владею
Владею частично
Владею свободно
10.Использование здоровьесберегающих технологий
Не владею
Владею частично
Владею свободно
11. Обеспечение благоприятных условий в группе:
- гигиенических,
- эстетических
Не владею
Владею частично
Владею свободно
12.Обеспечение действенного воспитательного влияния на детей своей личностью
Не владею
Владею частично
Владею свободно
13. Умение осуществлять анализ полученных на занятии результатов обучения, воспитания и
развития воспитанников
Не владею
Владею частично
Владею свободно
14.Умение осуществлять активное взаимодействие с родителями воспитанников и социумом
Не владею
Владею частично
Владею свободно

11

Приложение 3
План профессионального саморазвития и самообразования ФИО
20___-20___учебный год
Методическая тема
Рекомендации по результатам самоанализа

Если аттестованы

Рекомендации ОУ

Если аттестованы

Рекомендации на следующий
межаттестационный период

Если аттестованы

Направление работы

1.

Планируемая
деятельность

Срок реализации

Выявление интересов и потребностей воспитанников

2.
Применение в образовательной деятельности
современных образовательных технологии
(здоровьесберегающие, игровые, развивающие и др.)
3.
Использование в профессиональной деятельности
информационно-коммуникационных технологий
4.
Вовлечение воспитанников в творческую проектную
деятельность
5.
Разработка дидактических и методических, контрольноизмерительные материалов
6.
Применение дифференцированного и индивидуального
подхода к обучению и воспитанию, сопровождение
воспитанников с особыми образовательными потребностями
7.

Осуществление сотрудничества с родителями

8.
Привлечение воспитанников к участию в творческих
конкурсах, фестивалях (в ДС 6, в ГО Красноуфимск)
9.
Участие в профессиональных конкурсах (в ДС 6, в ГО
Красноуфимск)
10. Участие в работе методических объединений
педагогических работников
11. Разработка программно-методического сопровождения
образовательной деятельности
12. Транслирование в педагогических коллективах опыт
практических результатов своей профессиональной
деятельности
13. Повышение уровня профессиональной квалификации
Могут быть дополнительные разделы по вашему усмотрению, не обязательно, что все
разделы в предложенной таблице обязательно должны быть.

12

Приложение 4
Требования к педагогам по самообразованию при подготовке к аттестации:













Работа по теме самообразования не менее 1 года;
Изучение научно-методической литературы;
Разработка перспективных планов, конспектов занятий по теме;
Создание современной предметно-развивающей среды в группе;
Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;
Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе;
Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района;
Обучение на курсах повышения квалификации;
Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах,
консультациях;
Активное участие в работе методического объединения района;
Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и районе;
Обобщение опыта работы по теме самообразования.

Памятка для анализа процесса самообразования:
1. Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой
самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.
2. Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с
индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая
литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.
3. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)
4. Творческое сотрудничество (с педагогами, методистом…)
5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и
опыта работы. Постановка новых задач.

13

Приложение 5
Читательская конференция
Цель: Способствовать выявлению общественного мнения коллектива по актуальным
проблемам ДОУ и дошкольного образования в целом.
Предмет обсуждения: педагогические книги и статьи, вызвавшие особый интерес педагогов.
Оформление выставки.
План проведения
Вводно-теоретическая часть: “Вступительное слово” (краткое, примерное):
Педагог учится всю жизнь – это известная истина. Он находится в постоянном развитии и
всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на
формирование профессионализма оказывает научно – методическая деятельность. Эта
деятельность предполагает:
 Постоянное ознакомление с современными научными исследованиями ученых.
 Изучение прогрессивного опыта коллег.
 Ознакомление с новыми программами и концепциями воспитания и обучения детей,
их оценка и др.
Сообщения по прочитанным книгам, статьям, вызвавшие особый интерес педагогов.
Обмен мнениями.
Принятие и выработка рекомендаций.
Приложение 6
Деловая игра “Аукцион идей”
Цель: Расширить представления педагогов о возможных формах, методах работы с
дошкольниками.
Задачи:
 Поддерживать интерес педагогов к самостоятельному решению конкретных проблем
развития дошкольников.
 Развивать потребность педагогов в постоянном пополнении педагогических знаний.
 Самостоятельный поиск педагогами эффективных, приоритетных для себя приемов
развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями.
Наглядность: деревянный молоток, плакат “Аукцион идей”, поощрительные жетоны.
Домашнее задание:
Подготовить материалы из собственной практики по организации работы с детьми на основе
современных программ, технологий.
Подготовить представление данного материала, ответить на вопросы: Какую проблему
пытаетесь решить? Почему именно данная проблема привлекла ваше внимание? Чем с вашей
точки интересен данный материал?
Игра проводится в форме аукциона. Тот, кто предложил наибольшую “цену” после
представления материала дает пояснение: чем ценен данный материал? Почему
предпочтение отдано именно этому материалу?
Эксперты фиксируют “цену” каждого лота, определяют наиболее “дорогостоящий”.
Участника, набравшего наибольшее количество жетонов, в конце игры ожидает
поощрительный приз (книга, методическое пособие и др.).

14

Приложение 7
Памятка по самообразованию
Возможная проблема
Пути решения
1. Не могу определиться с темой  Выделите из многообразия проблем вытекающих из
самообразования
результатов диагностического обследования,
наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту,
которая является для вас главной и решение
которой могло бы дать устойчивые положительные
результаты.
 Определите актуальность данной проблемы,
перспективность и практическую значимость для
повышения воспитательно- образовательного
процесса. При этом опирайтесь на нормативно –
правовые документы: законы, письма МО РФ,
конвенции, целевые программы, а также
статистические данные.
2. При подборе литературы
Подбор литературы:
теряюсь в ее изобилии,
 Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме
затрудняюсь в правильном
дает общее представление о замысле книги, делает
выборе
чтение осмысленным и целенаправленным.
 Ответьте на вопросы: что мне известно по данной
теме? Что хотелось бы узнать, исходя из
предложенного в оглавлении содержания?
Составление плана изучения конкретной
выбранной литературы
 Начните с изучения традиционных методик по
данной проблеме
 Включите современные взгляды на проблему
 Используйте опыт работы педагогов других ДОУ.
3. При работе с методической
 По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли,
литературой не могу глубоко
суждения.
осмыслить прочитанный
 Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в
материал
собственной формулировке, используя различные
приемы записи прочитанного: краткое изложение
мысли, факта; обобщение собственных суждений,
выделение главной мысли или выделяйте главное
для себя условными символами.
 Записывайте вопросы, которые возникают по мере
ознакомления с источниками.
 Пользуйтесь справочниками, словарями,
раскрывающими основные термины и понятия.
4. При изучении темы возникает  Составьте план или схему полученных при
ощущение, что многое не
изучении материалов.
запоминается.
 Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и
варианты практических действий.
5. Получен обширный
 Ответьте на вопросы: какие основные идеи
информационный материал
изложены в пособии? Что мне известно по данной
(«каша в голове»), теряется
теме? Какие мысли, суждения могут быть мне
значимость информации.
полезны в практической работе с детьми.

15

Приложение 8
Памятка «Как подготовиться к докладу, выступлению»
I.

Этап – подготовка доклада, выступления.

1. Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки
с учетом интересов и запросов слушателей.
2. Формулировка основных вопросов доклада, выступления.
3. Составление развернутого плана выступления.
4. Просмотр и чтение специальной литературы.
Подбор и систематизация наглядных материалов.
Подбор педагогических ситуаций из своего опыта и опыта коллег.
Определение порядка использования подобранных материалов в процессе
изложения.
5. Распределение материала по вопросам.
6. Письменное изложение полного текста выступления.
II.

Этап – работа с подготовленным материалом

1. Выделение в тексте основных смысловых частей, на которые при
выступлении нужно сделать акцент.
2. Распределение времени на изложение каждого вопроса и определение темпа
выступления (пробное чтение).
3. «Свертывание» полного текста доклада в краткую форму (тезисы, план,
цитаты на карточках).
III.

Этап – подготовка к выступлению

1. Перед тем как включиться в работу, настройтесь: сядьте или встаньте
удобно, дайте себе установку на внутреннюю собранность, сосредоточение,
мысленно представьте какую-либо приятную сцену, случай из собственной
жизни.
2. Перед изложением информации дайте себе установку, что окружающие
являются потенциальными единомышленниками.

16

Приложение 9

Памятка к исследовательской работе педагога
I.

Как правильно сформулировать тему:
1. Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в
которых он изучается по схеме:

Изучаемый процесс
Изучение
Исследование
Развитие
Формирование
Становление
Воспитание
Анализ
Разработка
Организация
Влияние и т.п.

Предмет исследования
Познавательные способности
Познавательная активность
Умения что-то делать
Личностные качества
Любознательность
Самостоятельность
Наблюдательность
и т.п.

Условия
На музыкальных занятиях
На экскурсиях в природу
В процессе изучения чеголибо
В процессе знакомства с чем –
либо
В игровой деятельности
и т.п.

Например: «Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного
возраста во время прогулок в природу»
2. Формулировка темы по схемам:
 ЧТО – ТО
как условие развития
ЧЕГО – ЛИБО
 ЧТО – ТО
как средство формирования ЧЕГО – ЛИБО
 Использование ЧЕГО – ЛИБО как средство (условие) развития
(формирования, воспитания, становления и т.п.) ЧЕГО –ТО
Например:
«Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных
способностей детей дошкольного возраста»
«Наблюдение как средство развития произвольного внимания у детей
дошкольного возраста»
«Использование развивающих игр как средство формирования познавательных
способностей у детей старшего дошкольного возраста»
II.
Определение актуальности и новизны исследования
Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на
сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания
дошкольников?
Актуальность заключается в объяснении теоретической направленности,
который будет достигнут в результате выполнения работы.
Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать
региональные особенности.
III. Формулирование цели исследования
Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы, это
представление об общем результате работы.

17

Например: тема «Развивающие игры как средство формирования
познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Цель: Показать роль и значение развивающих игр в формировании
познавательных способностей детей дошкольного возраста.
IV. Формулирование задач исследования
Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?
Схема формулирования задач
Содержание деятельности исследования
Изучить, исследовать, проанализировать,
рассмотреть, обосновать, объяснить,
разработать, экспериментально проверить,
доказать, апробировать и т.п.

Частичный предмет деятельности
Условия, факторы, подходы, роль,
значение, место, средства, возможности,
целесообразность, приемы, технологии,
рекомендации и т.п.

Литература:

АНАЛИЗ МАТЕРИАЛОВ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА
Цель:___________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Воспитатель___________________________________________________________________
Тема _________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Критерии
1.Актуальность темы
2. Соответствие задачам ДОУ
3. Соответствие плана работы заявленной теме
4.Отражение работы по изучению материалов.
- перечень литературы
-заметки о прочитанном
5.Наличие теоретического материала
-консультации
-доклады (тезисы)
-наглядность
-конспекты занятий
-перспективное планирование
-программы
-картотеки
- методические рекомендации
6.Мероприятия по теме самообразования
-метод час
-педсовет
-семинар
-праздники
-развлечения
-конкурсы
7.Наличие материалов.
8.Правильность оформления

В

С

Н

18

-периодичность заполнения
-отражение материалов в портфолио педагога
9.Эстетичный вид.
ВЫВОДЫ:
________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
РЕКОМЕНДАЦИИ:
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Проверил:___________________________________
Ознакомлены: _______________________________

1.
2.
3.
4.
5.

6.

7.
8.

Литература
Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие. – М.:
ТЦ Сфера, 2015 – 64 с (Серия “Библиотека руководителя ДОУ”)
Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. – М.:
ТЦ Сфера, 2015 – 160 с (Приложение к журналу “Управление ДОУ”)
Горбачева Н.Б., Рожина Г.А. Педагогический совет: журнал “Ребенок в
детском саду” № 6 – 2015, стр. 30
Кокоткина О. Как организовать работу по самообразованию: журнал
“Дошкольное воспитание” № 8 – 2014, стр. 36
Белая К.Ю. 300 вопросов и ответов для заведующей детским садом / К.Ю.
Белая – М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”,
2011 – 399 с.
Мягченкова Л. Проектная деятельность в управлении развитием
муниципальной системы образования: журнал “Дошкольное воспитание”
№ 6 – 2013, стр.39
Львова Л.Т.Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ\\
Справочник старшего воспитателя. № 11,2018.
Интернет ресурсы

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».